Проценты по долговым обязательствам любого вида

Долговые обязательства

Долговые обязательства – это кредиты (в том числе товарные и коммерческие), займы, банковские вклады, банковские счета. Другие заимствования тоже могут признаваться долговыми обязательствами вне зависимости от способа их оформления (п. 1 ст. 269 НК РФ).

Доходом (расходом) по долговому обязательству любого вида является начисленные проценты. Особенности учета процентов по долговым обязательствам для целей налогообложения определены в ст. 269 НК РФ.

Долговые обязательства: учет процентов

По общему правилу проценты по долговым обязательствам учитываются для целей налогообложения в полной сумме, исходя из фактической ставки. Исключением являются проценты по долговым обязательствам, которые возникли в результате контролируемой сделки. Такие проценты подлежат налоговому нормированию. При этом нормируются не только расходы в виде процентов у заемщика, но и процентные доходы у займодавца (п. 1.1 ст. 269 НК РФ).

Контролируемыми сделками являются сделки между взаимозависимыми лицами, критерии отнесения к которым определены в ст. 105.14 НК РФ.

Проценты по контролируемым сделкам нормируются с учетом интервалов ставок. В налоговые расходы включаются проценты, рассчитанные по фактической ставке, если эта ставка меньше максимальной величины интервала предельных значений ставок. В налоговые доходы включаются проценты, рассчитанные исходя из фактической ставки, если эта ставка больше минимальной величины интервала (п. 1.1 ст. 269 НК РФ).

Интервалы предельных значений процентных ставок

Интервалы предельных значений процентных ставок определены в п. 1.2 ст. 269 НК РФ. В частности, в 2019 году предельное минимальное значение процентной ставки по рублевым долговым обязательствам, возникшим в результате контролируемой сделки, составляет 75% ключевой ставки Центробанка России, максимальное значение процентной ставки – 125% ключевой ставки ЦБ РФ (п. 1.2 ст. 269 НК РФ).

Данный интервал предельных значений распространяется на все контролируемые сделки вне зависимости от основания, по которому они признаны контролируемыми.

В случае если процентная ставка выходит за пределы интервала значений, то используются методы нормирования доходов (расходов) для взаимозависимых лиц, указанные в п. 1 ст. 105.7 НК РФ (п. 1.1 ст. 269 НК РФ).

Источник: http://glavkniga.ru/situations/k509441

Проценты по долговым обязательствам любого вида

Российский налоговый курьер, N 21, 2009 год
Рубрика: Налоговое администрирование
Подрубрика: Налог на прибыль
Вайтман Е.В.,
эксперт журнала «Российский налоговый курьер»

Проценты по заемным средствам — очень распространенная статья расходов организаций. С сентября 2008 года порядок налогового учета процентов корректировался уже несколько раз. Посмотрим, как следует отражать проценты по займам и кредитам в целях налогообложения прибыли

При расчете налога на прибыль расходы в виде процентов по долговым обязательствам любого вида (кредитам, займам, товарным и коммерческим кредитам, банковским вкладам, банковским счетам и иным заимствованиям) включаются в состав внереализационных расходов. Это установлено в подпункте 2 пункта 1 статьи 265 НК РФ. Такие расходы признаются в налоговом учете по правилам, изложенным в статье 269 НК РФ. Если выполняются определенные условия, установленные в названной статье, проценты по долговым обязательствам могут быть учтены в фактически начисленном размере. В противном случае они признаются расходом только в пределах нормативов.

Общие принципы учета процентов по долговым обязательствам

Для целей налогового учета можно учесть проценты по любым займам и кредитам вне зависимости от характера предоставленного займа или кредита — текущего и (или) инвестиционного*. Так сказано в абзаце 2 подпункта 2 пункта 1 статьи 265 НК РФ. Иными словами, даже если кредит взят и использован на приобретение производственного оборудования, сумма начисленных по нему процентов в налоговом учете не включается в первоначальную стоимость основного средства, а отражается в составе внереализационных расходов**.

* Об учете расходов, связанных с привлечением и использованием инвестиционных кредитов, читайте на с.22 РНК, 2009, N 18. — Примеч. ред.

** Аналогичное мнение высказал Минфин России в письмах от 19.01.2009 N 03-03-06/1/20 и от 03.02.2009 N 03-03-06/1/37.

Расходом признается только сумма процентов, начисленных за фактическое время пользования заемными средствами исходя из процентной ставки по займу или кредиту, установленной в договоре займа или кредитном договоре (абз.2 подп.2 п.1 ст.265 НК РФ). Значит, в случае продления срока пользования заемными средствами (например, при погашении кредита через семь месяцев вместо изначально предусмотренных договором шести месяцев) организация имеет право учесть проценты по кредиту за все время пользования заемными средствами. И наоборот — при досрочном погашении кредита можно признать проценты лишь за то время, в течение которого они фактически начислялись.

Поскольку все расходы, учитываемые при исчислении налога на прибыль, должны соответствовать требованиям пункта 1 статьи 252 НК РФ, во внереализационные расходы включаются проценты только по тем заемным средствам, которые были израсходованы на осуществление деятельности, направленной на получение дохода.

Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода (п.1 ст.252 НК РФ)

Дата признания расходов в виде процентов

Отчетными периодами для налогоплательщиков, исчисляющих ежемесячные авансовые платежи исходя из фактически полученной прибыли, признаются месяц, два месяца, три месяца и так далее до окончания календарного года (п.2 ст.285 НК РФ)

Отметим, что в аналитическом учете компании должны отражать сумму процентов, причитающуюся (начисленную) к выплате, на конец каждого месяца. Такое требование установлено в пункте 4 статьи 328 НК РФ. Однако признание расхода в виде процентов осуществляется на конец (в последний день) соответствующего отчетного периода. Об этом Минфин России напомнил в письмах от 21.05.2009 N 03-03-05/91 и от 09.06.2009 N 03-03-06/1/383.

Итак, при методе начисления дата признания указанных расходов не зависит ни от срока выплаты процентов, установленного в договоре займа (кредита), ни от даты фактического перечисления процентов кредитору.

Иначе обстоят дела у организаций, применяющих кассовый метод. Проценты за пользование заемными средствами такие компании вправе учесть во внереализационных расходах только после их фактической уплаты (подп.1 п.3 ст.273 НК РФ).

Справка

Размер процентов, признаваемых расходом

При расчете налога на прибыль проценты по займам и кредитам могут быть включены во внереализационные расходы в фактическом размере либо в пределах определенных нормативов (п.1 ст.269 НК РФ). Какой из указанных вариантов использовать в той или иной ситуации? Ответ на этот вопрос зависит от того, есть ли у заемщика другие долговые обязательства перед российскими организациями, полученные в том же квартале на сопоставимых условиях.

Читайте так же:  Как заявить вычет по квартире, оформленной единолично на одного супруга

Долговые обязательства признаются сопоставимыми, если они выданы (абз.2 п.1 ст.269 НК РФ):

— в той же валюте;

— на те же сроки;

— в сопоставимых объемах (суммах);

— под аналогичные обеспечения.

Если долговое обязательство выражено в условных единицах, возникающая суммовая разница приравнивается к процентам и подлежит нормированию (абз.4 п.1 ст.269 НК РФ)

Обратите внимание: условия предоставления долгового обязательства можно считать сопоставимыми, если одновременно выполняются все четыре названных условия. Аналогичные разъяснения содержатся в письме ФНС России от 19.05.2009 N 3-2-13/74. В нем также отмечено, что налогоплательщик не вправе определять сопоставимость условий выдачи (получения) долговых обязательств только по нескольким из перечисленных критериев. Следовательно, нельзя устанавливать разный набор критериев по различным видам долговых обязательств (например, по процентам по ссудам банков принимать во внимание только валюту займа и его сумму, а по процентам по товарным и коммерческим кредитам — валюту, сумму и срок пользования заемными средствами).

Перечень критериев сопоставимости займов, приведенный в абзаце 2 пункта 1 статьи 269 НК РФ, является закрытым. Организации не вправе самостоятельно дополнять или иным образом изменять этот перечень.

Любое изменение сопоставимых условий для долгового обязательства (суммы или валюты долга, срока, обеспечения) влечет за собой переход данного долгового обязательства в другую группу сопоставимости

Доступ к полной версии этого документа ограничен

Ознакомиться с документом вы можете, заказав бесплатную демонстрацию систем «Кодекс» и «Техэксперт» или купите этот документ прямо сейчас всего за 49 руб.

Источник: http://docs.cntd.ru/document/902218059

Статья 269. Особенности отнесения процентов по долговым обязательствам к расходам

(в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ)

1. В целях настоящей главы под долговыми обязательствами понимаются кредиты, товарные и коммерческие кредиты, займы, банковские вклады, банковские счета или иные заимствования независимо от формы их оформления.

(в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ)

При этом расходом признаются проценты, начисленные по долговому обязательству любого вида при условии, что размер начисленных налогоплательщиком по долговому обязательству процентов существенно не отклоняется от среднего уровня процентов, взимаемых по долговым обязательствам, выданным в том же квартале (месяце — для налогоплательщиков, перешедших на исчисление ежемесячных авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли) на сопоставимых условиях. Под долговыми обязательствами, выданными на сопоставимых условиях, понимаются долговые обязательства, выданные в той же валюте на те же сроки в сопоставимых объемах, под аналогичные обеспечения. При определении среднего уровня процентов по межбанковским кредитам принимается во внимание информация только о межбанковских кредитах. Данное положение применяется также к процентам в виде дисконта, который образуется у векселедателя как разница между ценой обратной покупки (погашения) и ценой продажи векселя.

(в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ)

При этом существенным отклонением размера начисленных процентов по долговому обязательству считается отклонение более чем на 20 процентов в сторону повышения или в сторону понижения от среднего уровня процентов, начисленных по аналогичным долговым обязательствам, выданным в том же квартале на сопоставимых условиях.

(в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ)

При отсутствии долговых обязательств, выданных в том же квартале на сопоставимых условиях, а также по выбору налогоплательщика предельная величина процентов, признаваемых расходом (включая проценты и суммовые разницы по обязательствам, выраженным в условных денежных единицах по установленному соглашением сторон курсу условных денежных единиц), принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, увеличенной в 1,1 раза, — при оформлении долгового обязательства в рублях и равной 15 процентам — по долговым обязательствам в иностранной валюте, если иное не предусмотрено пунктом 1.1 настоящей статьи.

(в ред. Федеральных законов от 06.06.2005 N 58-ФЗ, от 27.07.2010 N 229-ФЗ, от 18.07.2011 N 235-ФЗ)

В целях настоящей статьи под ставкой рефинансирования Центрального банка Российской Федерации понимается:

(абзац введен Федеральным законом от 06.06.2005 N 58-ФЗ, в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 229-ФЗ)

в отношении долговых обязательств, не содержащих условие об изменении процентной ставки в течение всего срока действия долгового обязательства, — ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшая на дату привлечения денежных средств;

(абзац введен Федеральным законом от 06.06.2005 N 58-ФЗ)

в отношении прочих долговых обязательств — ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующая на дату признания расходов в виде процентов.

(абзац введен Федеральным законом от 06.06.2005 N 58-ФЗ)

1.1. При отсутствии долговых обязательств перед российскими организациями, выданных в том же квартале на сопоставимых условиях, а также по выбору налогоплательщика предельная величина процентов, признаваемых расходом (включая проценты и суммовые разницы по обязательствам, выраженным в условных денежных единицах по установленному соглашением сторон курсу условных денежных единиц), принимается:

с 1 января по 31 декабря 2010 года включительно — равной ставке процента, установленной соглашением сторон, но не превышающей ставку рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, увеличенную в 1,8 раза, при оформлении долгового обязательства в рублях и равной 15 процентам — по долговым обязательствам в иностранной валюте, если иное не предусмотрено настоящим пунктом;

с 1 января 2011 года по 31 декабря 2012 года включительно — равной ставке процента, установленной соглашением сторон, но не превышающей ставку рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, увеличенную в 1,8 раза, при оформлении долгового обязательства в рублях и равной произведению ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации и коэффициента 0,8 — по долговым обязательствам в иностранной валюте.

В отношении расходов в виде процентов по долговым обязательствам, возникшим до 1 ноября 2009 года, при отсутствии долговых обязательств перед российскими организациями, выданных в том же квартале на сопоставимых условиях, а также по выбору налогоплательщика предельная величина процентов, признаваемых расходом (включая проценты и суммовые разницы по обязательствам, выраженным в условных денежных единицах по установленному соглашением сторон курсу условных денежных единиц), с 1 января по 30 июня 2010 года включительно принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, увеличенной в два раза, при оформлении долгового обязательства в рублях и равной 15 процентам — по долговым обязательствам в иностранной валюте.

Читайте так же:  Работодатель заставляет менять зарплатные карты

(п. 1.1 введен Федеральным законом от 27.07.2010 N 229-ФЗ)

(в ред. Федеральных законов от 06.06.2005 N 58-ФЗ, от 27.07.2006 N 137-ФЗ)

Абзац исключен. — Федеральный закон от 29.05.2002 N 57-ФЗ.

Налогоплательщик обязан на последнее число каждого отчетного (налогового) периода исчислять предельную величину признаваемых расходом процентов по контролируемой задолженности путем деления суммы процентов, начисленных налогоплательщиком в каждом отчетном (налоговом) периоде по контролируемой задолженности, на коэффициент капитализации, рассчитываемый на последнюю отчетную дату соответствующего отчетного (налогового) периода.

(в ред. Федеральных законов от 29.05.2002 N 57-ФЗ, от 27.07.2006 N 137-ФЗ)

При этом коэффициент капитализации определяется путем деления величины соответствующей непогашенной контролируемой задолженности на величину собственного капитала, соответствующую доле прямого или косвенного участия этой иностранной организации в уставном (складочном) капитале (фонде) российской организации, и деления полученного результата на три (для банков и организаций, занимающихся лизинговой деятельностью, — на двенадцать с половиной).

(в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ)

В целях настоящего пункта при определении величины собственного капитала в расчет не принимаются суммы долговых обязательств в виде задолженности по налогам и сборам, включая текущую задолженность по уплате налогов и сборов, суммы отсрочек, рассрочек и инвестиционного налогового кредита.

(абзац введен Федеральным законом от 29.05.2002 N 57-ФЗ, в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ)

3. В состав расходов включаются проценты по контролируемой задолженности, рассчитанные в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи, но не более фактически начисленных процентов.

При этом правила, установленные пунктом 2 настоящей статьи, не применяются в отношении процентов по заемным средствам, если непогашенная задолженность не является контролируемой.

4. Положительная разница между начисленными процентами и предельными процентами, исчисленными в соответствии с порядком, установленным пунктом 2 настоящей статьи, приравнивается в целях налогообложения к дивидендам, уплаченным иностранной организации, в отношении которой существует контролируемая задолженность, и облагается налогом в соответствии с пунктом 3 статьи 284 настоящего Кодекса.

(п. 4 в ред. Федерального закона от 06.06.2005 N 58-ФЗ)

Источник: http://taxpravo.ru/kodex/287697-statya_269_osobennosti_otneseniya_protsentov_po_dolgovyim_obyazatelstvam_k_rashodam

Статья 269 НК РФ Особенности учета процентов по долговым обязательствам в целях налогообложения

Статья 269. Особенности учета процентов по долговым обязательствам в целях налогообложения.

1. В целях настоящей главы под долговыми обязательствами понимаются кредиты, товарные и коммерческие кредиты, займы, банковские вклады, банковские счета или иные заимствования независимо от способа их оформления.

По долговым обязательствам любого вида доходом (расходом) признаются проценты, исчисленные исходя из фактической ставки, если иное не установлено настоящей статьей.

По долговым обязательствам любого вида, возникшим в результате сделок, признаваемых в соответствии с настоящим Кодексом контролируемыми сделками, доходом (расходом) признается процент, исчисленный исходя из фактической ставки с учетом положений раздела V.1 настоящего Кодекса, если иное не установлено настоящей статьей.

1.1. По долговому обязательству, возникшему в результате сделки, признаваемой в соответствии с настоящим Кодексом контролируемой сделкой, налогоплательщик вправе:

— признать доходом процент, исчисленный исходя из фактической ставки по таким долговым обязательствам, если эта ставка превышает минимальное значение интервала предельных значений, установленного пунктом 1.2 настоящей статьи;

— признать расходом процент, исчисленный исходя из фактической ставки по таким долговым обязательствам, если эта ставка менее максимального значения интервала предельных значений, установленного пунктом 1.2 настоящей статьи.

При несоблюдении условий, установленных абзацами первым — третьим настоящего пункта, по долговым обязательствам, возникшим в результате сделок, признаваемых в соответствии с настоящим Кодексом контролируемыми сделками, доходом (расходом) признается процент, исчисленный исходя из фактической ставки с учетом положений раздела V.1 настоящего Кодекса.

1.2. В целях пункта 1.1 настоящей статьи устанавливаются следующие интервалы предельных значений процентных ставок по долговым обязательствам:

1) по долговым обязательствам, оформленным в рублях:

— по долговому обязательству, оформленному в рублях и возникшему в результате сделки, признаваемой контролируемой в соответствии с пунктом 2 статьи 105.14 настоящего Кодекса, — от 0 до 180 процентов (на период с 1 января по 31 декабря 2015 года), от 75 до 125 процентов (начиная с 1 января 2016 года) ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации;

— по долговому обязательству, оформленному в рублях и не указанному в абзаце втором настоящего подпункта, — от 75 процентов ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации до 180 процентов ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации (на период с 1 января по 31 декабря 2015 года), от 75 до 125 процентов (начиная с 1 января 2016 года) ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации;

2) по долговому обязательству, оформленному в евро, — от Европейской межбанковской ставки предложения (EURIBOR) в евро, увеличенной на 4 процентных пункта, до ставки EURIBOR в евро, увеличенной на 7 процентных пунктов;

3) по долговому обязательству, оформленному в китайских юанях, — от Шанхайской межбанковской ставки предложения (SHIBOR) в китайских юанях, увеличенной на 4 процентных пункта, до ставки SHIBOR в китайских юанях, увеличенной на 7 процентных пунктов;

4) по долговому обязательству, оформленному в фунтах стерлингов, — от ставки ЛИБОР в фунтах стерлингов, увеличенной на 4 процентных пункта, до ставки ЛИБОР в фунтах стерлингов, увеличенной на 7 процентных пунктов;

5) по долговому обязательству, оформленному в швейцарских франках или японских йенах, — от ставки ЛИБОР в соответствующей валюте, увеличенной на 2 процентных пункта, до ставки ЛИБОР в соответствующей валюте, увеличенной на 5 процентных пунктов;

6) по долговому обязательству, оформленному в иных валютах, не указанных в подпунктах 1 — 5 настоящего пункта, — от ставки ЛИБОР в долларах США, увеличенной на 4 процентных пункта, до ставки ЛИБОР в долларах США, увеличенной на 7 процентных пунктов.

1.3. В целях применения пункта 1.2 настоящей статьи:

1) в отношении долговых обязательств, по которым ставка является фиксированной и не изменяется в течение всего срока действия долгового обязательства, под ключевой ставкой Центрального банка Российской Федерации (ставкой ЛИБОР, ставкой EURIBOR, ставкой SHIBOR) понимается соответствующая ставка, действовавшая на дату привлечения денежных средств или иного имущества в виде долгового обязательства;

2) в отношении долговых обязательств, не указанных в подпункте 1 настоящего пункта, под ключевой ставкой Центрального банка Российской Федерации (ставкой ЛИБОР, ставкой EURIBOR, ставкой SHIBOR) понимается соответствующая ставка, действующая на дату признания доходов (расходов) в виде процентов в соответствии с настоящей главой;

3) в отношении интервалов предельных значений процентных ставок по долговым обязательствам, установленных подпунктами 2 — 6 пункта 1.2 настоящей статьи, принимается ставка ЛИБОР (ставка EURIBOR, ставка SHIBOR) на срок, в наибольшей степени соответствующий сроку долгового обязательства, указанного в пункте 1.1 настоящей статьи.

Читайте так же:  Показатель рентабельности предприятия как рассчитать и как повысить

2. Если налогоплательщик — российская организация имеет непогашенную задолженность по долговому обязательству перед иностранной организацией, прямо или косвенно владеющей более чем 20 процентами уставного (складочного) капитала (фонда) этой российской организации, либо по долговому обязательству перед российской организацией, признаваемой в соответствии с законодательством Российской Федерации аффилированным лицом указанной иностранной организации, а также по долговому обязательству, в отношении которого такое аффилированное лицо и (или) непосредственно эта иностранная организация выступают поручителем, гарантом или иным образом обязуются обеспечить

исполнение долгового обязательства российской организации (далее в настоящей статье — контролируемая задолженность перед иностранной организацией), и если размер контролируемой задолженности перед иностранной организацией более чем в 3 раза (для банков, а также для организаций, занимающихся исключительно лизинговой деятельностью, — более чем в 12,5 раза) превышает разницу между суммой активов и величиной обязательств налогоплательщика — российской организации (далее в целях применения настоящего пункта — собственный капитал) на последнее число отчетного (налогового) периода, при определении предельного размера процентов, подлежащих включению в состав расходов, с учетом положений пункта 1 настоящей статьи применяются следующие правила.

Абзац второй исключен.

Налогоплательщик обязан на последнее число каждого отчетного (налогового) периода исчислять предельную величину признаваемых расходом процентов по контролируемой задолженности путем деления суммы процентов, начисленных налогоплательщиком в каждом отчетном (налоговом) периоде по контролируемой задолженности, на коэффициент капитализации, рассчитываемый на последнюю отчетную дату соответствующего отчетного (налогового) периода.

При этом коэффициент капитализации определяется путем деления величины соответствующей непогашенной контролируемой задолженности на величину собственного капитала, соответствующую доле прямого или косвенного участия этой иностранной организации в уставном (складочном) капитале (фонде) российской организации, и деления полученного результата на три (для банков и организаций, занимающихся лизинговой деятельностью, — на двенадцать с половиной).

В целях настоящего пункта при определении величины собственного капитала в расчет не принимаются суммы долговых обязательств в виде задолженности по налогам и сборам, включая текущую задолженность по уплате налогов и сборов, суммы отсрочек, рассрочек и инвестиционного налогового кредита.

3. В состав расходов включаются проценты по контролируемой задолженности, рассчитанные в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи, но не более фактически начисленных процентов.

При этом правила, установленные пунктом 2 настоящей статьи, не применяются в отношении процентов по заемным средствам, если непогашенная задолженность не является контролируемой.

4. Положительная разница между начисленными процентами и предельными процентами, исчисленными в соответствии с порядком, установленным пунктом 2 настоящей статьи, приравнивается в целях налогообложения к дивидендам, уплаченным иностранной организации, в отношении которой существует контролируемая задолженность, и облагается налогом в соответствии с пунктом 3 статьи 284 настоящего Кодекса.

Источник: http://wdfiles.ru/blog/stat-ya-269-nk-rf-osobennosti-ucheta-procentov-po-dolgovym-obyazatel-stvam-v-celyah-nalogooblozheniya.html

1.8.1. Проценты по долговым обязательствам

установлены ст. ст. 269, 272, 273 и 328 НК РФ.

В отличие от бухгалтерского учета, где порядок учета процентов зависит от направления

использования заемных средств, в налоговом учете расходы на уплату процентов по долговым

обязательствам любого вида включаются в состав внереализационных расходов.

установлено пп. 2 п. 1 ст. 265 НК РФ и распространяется на все долговые обязательства вне

зависимости от характера предоставленного займа или кредита (текущего и (или)

Это значит, что проценты по любым займам и кредитам (независимо от того, на какие цели

они расходуются) в целях налогообложения прибыли подлежат учету в составе

внереализационных расходов. Это касается в том числе и процентов по займам (кредитам),

привлеченным для приобретения (строительства) основных средств (см. подробнее с. 102).

Внимание! Важная информация! Проценты по долговым обязательствам для целей

налогообложения прибыли нормируются.

Статьей 269 НК РФ определен порядок расчета максимальной величины процентов, которая

может быть учтена в составе расходов. Она позволяет налогоплательщикам выбирать способ

определения максимального размера процентов из двух возможных вариантов:

1) по среднему уровню процентов, начисленных по долговым обязательствам, выданным в

том же квартале на сопоставимых условиях;

2) исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ, увеличенной в 1,1 раза — по рублевым

долговым обязательствам, и из ставки в размере 15% — по долговым обязательствам в

Согласно положениям п. 1 ст. 269 НК РФ при отсутствии долговых обязательств перед

российскими организациями, выданных в том же квартале на сопоставимых условиях, а также по

выбору налогоплательщика предельная величина процентов, признаваемых расходом в целях

налогообложения прибыли (включая проценты и суммовые разницы по обязательствам,

выраженным в условных денежных единицах по установленному соглашением сторон курсу

условных денежных единиц), принимается равной ставке рефинансирования ЦБ РФ, увеличенной

в 1,1 раза, — при оформлении долгового обязательства в рублях и равной 15% — по долговым

обязательствам в иностранной валюте.

В целях данного пункта под ставкой рефинансирования Центрального банка РФ

применительно к отношениям, возникшим с 1 января 2006 г., понимается:

— в отношении долговых обязательств, не содержащих условия об изменении процентной

ставки в течение всего срока действия долгового обязательства, — ставка рефинансирования,

действовавшая на дату привлечения денежных средств;

— в отношении прочих долговых обязательств — ставка рефинансирования, действующая на

дату признания расходов в виде процентов.

Рассмотрим порядок и особенности учета расходов в виде процентов.

Вариант 1. В учетной политике налогоплательщика определено, что для учета процентов по

кредитам (займам) применяется ставка рефинансирования ЦБ РФ, увеличенная в 1,1 раза, при

оформлении долгового обязательства в рублях, и ставка 15% — по долговым обязательствам в

В этом случае для расчета максимального уровня процентов по данному конкретному

договору важно определить, предусмотрено или не предусмотрено договором условие об

изменении процентной ставки в течение срока действия долгового обязательства.

Видео (кликните для воспроизведения).

Напомним, что в 2007 — 2008 гг.

с 29 января 2007 г. — 10,5%; 112

с 19 июня 2007 г. — 10%;

с 4 февраля 2008 г. — 10,25%;

с 29 апреля 2008 г. — 10,5%.

Внимание! Спорный (сложный) вопрос! В кредитных договорах очень часто содержится

условие о том, что процентная ставка может быть изменена. При этом совсем не обязательно, что

Читайте так же:  Бизнес идея розлив питьевой воды

она, действительно, будет изменена. Возникает вопрос: как считать норматив расходов в виде

процентов, если в договоре содержится условие о том, что ставка может быть изменена, но на

самом деле она не менялась?

Раньше Минфин России разъяснял следующее (см. Письмо от 04.03.2005 N 03-03-01-

Если в долговом обязательстве предусмотрено условие «с изменением процентной ставки» и

фактическая ставка по договору реально менялась, то для целей налогообложения принимается

фактическая ставка по договору в рублях, не превышающая текущую ставку рефинансирования

Банка России, увеличенную в 1,1 раза.

Если фактическая ставка по договору не менялась, для определения предельного размера

расходов в виде процентов следует использовать ставку рефинансирования Банка России,

установленную на дату получения долгового обязательства, увеличенную в 1,1 раза.

Но в 2007 г. подход Минфина изменился, и автор считает, что организациям нужно

руководствоваться именно этим (изменившимся) подходом.

В Письме Минфина России от 12.11.2007 N 03-03-06/1/798 дается ответ на следующий

вопрос: если заключенные организацией кредитные договоры предусматривают право банка

изменять процентную ставку при изменениях законодательства, конъюнктуры рынка, то вправе ли

организация при исчислении налога на прибыль определять предельную величину процентов,

признаваемых расходом, исходя из ставки рефинансирования, действующей на дату заключения

договора, в периодах, когда ставка рефинансирования уменьшается, а ставка по кредиту не

Минфин считает, что критерием признания расходов в виде процентов в размере ставки

рефинансирования Банка России служат условия кредитного договора (договора займа и т.п.), а не

изменение размера самой ставки рефинансирования Банка России.

В случае если договоры содержат условие об изменении процентной ставки, в целях расчета

норматива применяется ставка рефинансирования, действовавшая на дату признания расходов в

виде процентов. При этом не важно, менялась процентная ставка по договору на самом деле или

Аналогичная точка зрения изложена и в Письме Минфина России от 27.09.2007 N 03-03-

Вариант 2. В учетной политике налогоплательщика определено, что в состав расходов

включаются фактически начисленные проценты, если они существенно не отклоняются от

среднего уровня процентов, взимаемых по долговым обязательствам, выданным в том же

квартале на сопоставимых условиях.

В этом случае в учетной политике должны быть определены критерии сопоставимости

Критерии сопоставимости, перечисленные в ст. 269 НК РФ, являются достаточно

абстрактными. Формируя учетную политику для целей налогообложения, организациям следует

самостоятельно устанавливать конкретные границы (правила) по каждому из перечисленных

критериев. При этом следует исходить из принципа существенности и обычаев делового оборота.

В рамках действующих положений по бухгалтерскому учету можно предположить, что

принцип существенности ограничивается размером в 5%. Хотя, следует отметить, налоговым

законодательством он не предусмотрен.

Внимание! Спорный (сложный) вопрос! Какими правилами нужно руководствоваться при

определении критериев сопоставимости займов (кредитов)?

1. Валюта должна быть одинаковой (рублевые кредиты нельзя сопоставлять с валютными).

На практике часто заключаются договоры займа, в которых сумма займа определена в

условных единицах, а расчеты осуществляются в рублях по согласованному сторонами курсу.

Минфин России в Письме от 31.03.2005 N 03-03-01-04/4/28 сообщил, что два договора займа не

могут быть признаны выданными на сопоставимых условиях, если в одном сумма займа выражена

в рублях, а в другом — в условных единицах, хотя в обоих случаях расчеты производятся в рублях.

2. Сроки не должны отличаться друг от друга более чем на 10% (Письмо Минфина России от

27.08.2004 N 03-03-01-04/1/20). 3. Размер полученных кредитов не должен отклоняться более чем на 20% (Письмо Минфина

России от 05.03.2005 N 03-03-01-04/2/35).

4. Нельзя считать сопоставимыми займы, полученные от юридических и физических лиц

(Письмо Минфина России от 06.03.2006 N 03-03-04/1/183).

5. Одним из критериев сопоставимости долговых обязательств является наличие разных

кредиторов (Письмо Минфина России от 23.06.2005 N 03-03-04/2/13).

Интересно, что Минфин сейчас фактически отказался от этого условия. В Письме от

17.08.2007 N 03-03-06/2/154 он сообщил, что если кредиты выданы одним и тем же кредитором в

сопоставимых объемах в одной и той же валюте под аналогичное обеспечение и на одинаковый

срок, то такие обязательства считаются выданными на сопоставимых условиях независимо от

досрочного погашения в дальнейшем одного из них.

6. Для определения среднего уровня процентов используются долговые обязательства,

выданные в том же квартале (месяце — для налогоплательщиков, уплачивающих ежемесячные

авансовые платежи исходя из фактически полученной прибыли).

Следование подобным условиям определения критериев сопоставимости минимизирует

возможные споры с налоговыми органами.

Внимание! Спорный (сложный) вопрос! Как быть, если открыта кредитная линия и по

договору банком перечисляется несколько траншей? Можно ли считать такие транши

сопоставимыми долговыми обязательствами?

В такой ситуации нужно исходить из того, что у налогоплательщика имеется одно долговое

обязательство, возникающее из заключенного кредитного договора, поэтому считать полученные

транши в рамках данного кредитного договора отдельными кредитами, полученными на

сопоставимых условиях, оснований не имеется. Поэтому, если у организации нет других

кредитных линий, открытых на сопоставимых условиях, проценты в целях налогообложения будут

приниматься с учетом ставки рефинансирования ЦБ РФ, увеличенной в 1,1 раза. Это же следует и

из п. 4 Письма Минфина России от 06.03.2006 N 03-03-04/1/183.

Обратите внимание! Справка кредитной организации о том, что условия получения займа

являются сопоставимыми, когда налогоплательщики спрашивают у банка условия выдачи кредита

и средний уровень процентов по кредитам, которые этот банк выдавал другим заемщикам, для

целей налогообложения прибыли в соответствии со ст. 269 НК РФ, использована быть не может.

Такого же мнения придерживается и Минфин России (Письмо от 06.03.2006 N 03-03-04/1/183).

Внимание! Спорный (сложный) вопрос! Что делать, если условия по долговым

обязательствам, данные о которых были использованы в расчетах предельного процента,

впоследствии изменились? Например, был продлен срок предоставления кредита или увеличена

его сумма. Нужно ли в этом случае пересчитывать норматив?

По долговым обязательствам, заключенным на срок более одного отчетного периода и не

предусматривающим изменение сопоставимых условий, перерасчет среднего процента в

кварталах (месяцах), следующих за кварталом (месяцем) получения налогоплательщиком

долгового обязательства, не производится.

Изменение хотя бы одного из критериев сопоставимости долговых обязательств,

установленных в соответствии с п. 1 ст. 269 НК РФ и закрепленных в учетной политике, ведет к

признанию долговых обязательств для целей налогообложения несопоставимыми. Такой же

позиции придерживается Минфин России (Письмо от 27.08.2004 N 03-03-01-04/1/20). В этом

Читайте так же:  Бизнес на разведении коров

случае норматив процентов, признаваемых для целей налогообложения, подлежит пересчету

исходя из ставки рефинансирования Центрального банка РФ, увеличенной в 1,1 раза.

Подлежат ли сравнению в целях определения предельной величины процентов,

учитываемых в расходах для целей исчисления налога на прибыль, начисленные проценты,

первоначально установленные долговым обязательством с последующей возможностью

изменения процентной ставки, по аналогичным долговым обязательствам, выданным в том же

квартале (месяце) на сопоставимых условиях?

По мнению Минфина России, в целях определения предельной величины процентов,

учитываемых в расходах для целей налогообложения прибыли организаций, как начисленные

проценты (первоначально установленные долговым обязательством), так и начисленные

проценты (впоследствии измененные) подлежат сравнению со средним уровнем процентов,

начисленных по аналогичным долговым обязательствам, выданным в том же квартале (месяце) на

сопоставимых условиях (Письмо от 31.03.2008 N 03-03-06/1/218).

Источник: http://economy-ru.com/nalogi-nalolgooblajenie-rf/181-protsentyi-dolgovyim.html

Статья 269. Особенности отнесения процентов по долговым обязательствам к расходам

1. В целях настоящей главы под долговыми обязательствами понимаются кредиты, товарные и коммерческие кредиты, займы, банковские вклады, банковские счета или иные заимствования независимо от формы их оформления.

(в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ)

При этом расходом признаются проценты, начисленные по долговому обязательству любого вида при условии, что размер начисленных налогоплательщиком по долговому обязательству процентов существенно не отклоняется от среднего уровня процентов, взимаемых по долговым обязательствам, выданным в том же квартале (месяце — для налогоплательщиков, перешедших на исчисление ежемесячных авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли) на сопоставимых условиях. Под долговыми обязательствами, выданными на сопоставимых условиях, понимаются долговые обязательства, выданные в той же валюте на те же сроки в сопоставимых объемах, под аналогичные обеспечения. При определении среднего уровня процентов по межбанковским кредитам принимается во внимание информация только о межбанковских кредитах. Данное положение применяется также к процентам в виде дисконта, который образуется у векселедателя как разница между ценой обратной покупки (погашения) и ценой продажи векселя.

(в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ)

При этом существенным отклонением размера начисленных процентов по долговому обязательству считается отклонение более чем на 20 процентов в сторону повышения или в сторону понижения от среднего уровня процентов, начисленных по аналогичным долговым обязательствам, выданным в том же квартале на сопоставимых условиях.

(в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ)

Действие абзаца четвертого пункта 1 статьи 269 приостановлено до 31 декабря 2009 года Федеральным законом от 26.11.2008 N 224-ФЗ. При этом установлено, что в период приостановления действия указанного абзаца при отсутствии долговых обязательств перед российскими организациями, выданных в том же квартале на сопоставимых условиях, предельная величина процентов, признаваемых расходом (включая проценты и суммовые разницы по обязательствам, выраженным в условных денежных единицах по установленному соглашением сторон курсу условных денежных единиц), принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка РФ, увеличенной в 1,5 раза, — при оформлении долгового обязательства в рублях и равной 22 процентам — по долговым обязательствам в иностранной валюте. Указанное положение распространяется на правоотношения, возникшие с 1 сентября 2008 года.

При отсутствии долговых обязательств перед российскими организациями, выданных в том же квартале на сопоставимых условиях, а также по выбору налогоплательщика предельная величина процентов, признаваемых расходом (включая проценты и суммовые разницы по обязательствам, выраженным в условных денежных единицах по установленному соглашением сторон курсу условных денежных единиц), принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, увеличенной в 1,1 раза, — при оформлении долгового обязательства в рублях и равной 15 процентам — по долговым обязательствам в иностранной валюте.

В целях настоящего пункта под ставкой рефинансирования Центрального банка Российской Федерации понимается:

(абзац введен Федеральным законом от 06.06.2005 N 58-ФЗ)

в отношении долговых обязательств, не содержащих условие об изменении процентной ставки в течение всего срока действия долгового обязательства, — ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшая на дату привлечения денежных средств;

(абзац введен Федеральным законом от 06.06.2005 N 58-ФЗ)

в отношении прочих долговых обязательств — ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующая на дату признания расходов в виде процентов.

(абзац введен Федеральным законом от 06.06.2005 N 58-ФЗ)

(в ред. Федеральных законов от 06.06.2005 N 58-ФЗ, от 27.07.2006 N 137-ФЗ)

Абзац исключен. — Федеральный закон от 29.05.2002 N 57-ФЗ.

Налогоплательщик обязан на последнее число каждого отчетного (налогового) периода исчислять предельную величину признаваемых расходом процентов по контролируемой задолженности путем деления суммы процентов, начисленных налогоплательщиком в каждом отчетном (налоговом) периоде по контролируемой задолженности, на коэффициент капитализации, рассчитываемый на последнюю отчетную дату соответствующего отчетного (налогового) периода.

(в ред. Федеральных законов от 29.05.2002 N 57-ФЗ, от 27.07.2006 N 137-ФЗ)

При этом коэффициент капитализации определяется путем деления величины соответствующей непогашенной контролируемой задолженности на величину собственного капитала, соответствующую доле прямого или косвенного участия этой иностранной организации в уставном (складочном) капитале (фонде) российской организации, и деления полученного результата на три (для банков и организаций, занимающихся лизинговой деятельностью, — на двенадцать с половиной).

(в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ)

В целях настоящего пункта при определении величины собственного капитала в расчет не принимаются суммы долговых обязательств в виде задолженности по налогам и сборам, включая текущую задолженность по уплате налогов и сборов, суммы отсрочек, рассрочек и инвестиционного налогового кредита.

(абзац введен Федеральным законом от 29.05.2002 N 57-ФЗ; в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ)

3. В состав расходов включаются проценты по контролируемой задолженности, рассчитанные в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи, но не более фактически начисленных процентов.

При этом правила, установленные пунктом 2 настоящей статьи, не применяются в отношении процентов по заемным средствам, если непогашенная задолженность не является контролируемой.

4. Положительная разница между начисленными процентами и предельными процентами, исчисленными в соответствии с порядком, установленным пунктом 2 настоящей статьи, приравнивается в целях налогообложения к дивидендам, уплаченным иностранной организации, в отношении которой существует контролируемая задолженность, и облагается налогом в соответствии с пунктом 3 статьи 284 настоящего Кодекса.

(п. 4 в ред. Федерального закона от 06.06.2005 N 58-ФЗ)

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://all-sci.net/rossiyskoy-federatsii-kodeksyi/statya-269-osobennosti-otneseniya-protsentov-126455.html

Проценты по долговым обязательствам любого вида
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here