Подготовительные работы без разрешения на строительство

Содержание

Подготовительные работы без разрешения на строительство

Главная страница Форум Гарант

Добрый день, уважаемые коллеги. Подскажите по следующей ситуации:

Далее, ДГЖиСН обратился в суд с заявлением, что Генподрядчик (это мы), не выполнил его законное предписание по предоставлению разрешения на строительство — вменяется п. 6 ст. 19.5. КоАП — Невыполнение в установленный срок законного предписания уполномоченных органов.

Правомерно ли в такой ситуации будет привлечение к ответственности по п. 6 ст. 19.5. КоАП Генподрядчика? Разрешение на строительство ведь должен получить Застройщик и в чем тогда тут вина Генподрядчика, если оно Застройщиком не получено?

Источник: http://forum.garant.ru/?read,7,2422856

Подготовительные работы без разрешения на строительство

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Приказ Министерства РФ по развитию Дальнего Востока от 3 марта 2015 г. № 25 «Об утверждении перечня видов подготовительных работ, выполнение которых допускается до получения разрешения на строительство объектов, необходимых для размещения объектов инфраструктуры территории опережающего социально-экономического развития” (не вступил в силу)

В соответствии с частью 6 статьи 26 Федерального закона от 29 декабря 2014 года № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, № 1 (часть I), ст. 26), приказываю:

1. Утвердить прилагаемый перечень видов подготовительных работ, выполнение которых допускается до получения разрешения на строительство объектов, необходимых для размещения объектов инфраструктуры территории опережающего социально-экономического развития в пределах Дальневосточного федерального округа до получения разрешений на строительство.

2. Установить, что подготовительные работы могут выполняться со дня представления проектной документации объектов инфраструктуры для проведения государственной экспертизы проектной документации.

3. Настоящий приказ вступает в силу в установленном порядке, но не ранее вступления в силу Федерального закона от 29 декабря 2014 года № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации».

Министр А.С. Галушка

Зарегистрировано в Минюсте РФ 13 мая 2015 г.
Регистрационный № 37267

Перечень видов подготовительных работ, выполнение которых допускается до получения разрешения на строительство объектов, необходимых для размещения объектов инфраструктуры территории опережающего социально-экономического развития
(утв. приказом Министерства РФ по развитию Дальнего Востока от 3 марта 2015 г. № 25)

1. Геодезические разбивочные работы для строительства.

2. Выполнение комплекса мероприятий по охране труда и безопасному проведению работ.

3. Разбивка в натуре основных осей зданий и сооружений и закрепление их пунктами и знаками.

4. Размещение и строительство временных зданий и сооружений производственного, складского, бытового и общественного назначения, временных источников и сетей электроснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, связи, временных очистных сооружений, объектов освещения, средств сигнализации.

5. Освобождение строительной площадки для производства строительно-монтажных работ, в том числе:

а) расчистка территории, включая освобождение участков от деревьев и кустарников;

б) перенос и переустройство инженерных сетей, коммуникаций, попадающих в зону строительства.

6. Осушение территории строительной площадки, понижение уровня грунтовых вод, проведение на территории строительной площадки других мероприятий, связанных с прекращением или изменением условий водопользования, а также с защитой окружающей среды и ликвидацией неблагоприятных условий строительства.

7. Устройство водоотведения (дренажи и водоотливы) на строительной площадке.

8. Устройство берегоукрепления.

9. Устройство крановых путей.

10. Устройство ограждения строительной площадки, организация контрольно-пропускного режима.

11. Обеспечение строительной площадки противопожарным водоснабжением и инвентарем.

12. Устройство складских площадок и помещений для материалов, конструкций и оборудования.

13. Инженерная подготовка территории размещения объектов инфраструктуры территории опережающего социально-экономического развития, включая объекты транспортной, энергетической, коммунальной, инженерной, социальной, инновационной и иных инфраструктур, расположенных на территории опережающего социально-экономического развития, а также указанных объектов инфраструктур, расположенных вне такой территории, но обеспечивающих ее функционирование, в том числе строительство:

а) подъездных путей и временных дорог;

б) временных причалов;

в) линий электропередачи с трансформаторными подстанциями (до 1000 В);

г) сетей водоснабжения и водозаборных сооружений;

д) сетей газоснабжения и газораспределительных сооружений;

е) канализационных коллекторов с очистными сооружениями;

ж) жилых поселков для строителей;

з) сооружений производственно-вспомогательного назначения;

и) сооружений и устройств связи для управления строительством; к) набережных и причальных сооружений.

14. Разведочное бурение и исследование грунта.

15. Производство земельных работ, а именно:

а) снятие и хранение плодородного слоя почвы (при наличии экологической экспертизы);

б) разработка грунта;

в) уплотнение и укрепление грунта;

г) вертикальная планировка участка;

д) перемещение грунта;

е) устройство насыпей.

16. Устройство шпунтового ограждения.

17. Устройство подпорных стен.

18. Ландшафтные работы.

19. Устройство вспомогательных конструкций и приспособлений.

Обзор документа

Утвержден перечень подготовительных работ, которые могут вестись до получения разрешения на строительство объектов, необходимых для размещения объектов инфраструктуры ТОСЭР.

В частности, это геодезические разбивочные, земельные и ландшафтные работы, мероприятия по охране труда и безопасному проведению работ, устройство водоотведения на стройплощадке и ее ограждения, берегоукрепления, крановых путей, складских площадок, шпунтового ограждения, подпорных стен, вспомогательных конструкций и приспособлений, инженерная подготовка территории, разведочное бурение и исследование грунта и др.

Такие работы могут проводиться со дня представления проектной документации объектов инфраструктуры для ее госэкспертизы.

Источник: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70926098/

Начинать подготовительные работы можно будет без разрешения на строительство

Начинать подготовительные работы можно будет без разрешения на строительство. При наличии прав застройщика на земельный участок достаточно будет представить на экспертизу проектную документацию. Это предусматривают поправки в Градостроительный кодекс. Проект соответствующего федерального закона размещен на сайте Министерства регионального развития. Статью 51 Градостроительного кодекса предлагается дополнить частью 17.1 следующего содержания:

«17.1. Выполнение подготовительных работ для строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, может осуществляться до выдачи разрешения на строительство, со дня представления проектной документации в целях проведения государственной экспертизы проектной документации объектов капитального строительства, при наличии прав застройщика на земельный участок.

Перечень подготовительных работ для строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, которые могут быть выполнены до выдачи разрешения на строительство, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства»

Читайте так же:  Может ли брат получить вычет за заочное обучение сестры

(документ Word, 30,5 Кб)

Напомним, чтобы законопроект стал законом, его должно одобрить Федеральное Собрание и подписать — Президент РФ, после чего документ должен быть официально опубликован. Федеральные законы вступают в силу по истечении десяти дней после официального опубликования, если самими законами не установлен другой порядок вступления их в силу.

Источник: http://ppt.ru/news/89860

Приказ Министерства РФ по развитию Дальнего Востока от 3 марта 2015 г. N 25 «Об утверждении перечня видов подготовительных работ, выполнение которых допускается до получения разрешения на строительство объектов, необходимых для размещения объектов инфраструктуры территории опережающего социально-экономического развития»

Приказ Министерства РФ по развитию Дальнего Востока от 3 марта 2015 г. N 25
«Об утверждении перечня видов подготовительных работ, выполнение которых допускается до получения разрешения на строительство объектов, необходимых для размещения объектов инфраструктуры территории опережающего социально-экономического развития»

В соответствии с частью 6 статьи 26 Федерального закона от 29 декабря 2014 года N 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 1 (часть I), ст. 26), приказываю:

1. Утвердить прилагаемый перечень видов подготовительных работ, выполнение которых допускается до получения разрешения на строительство объектов, необходимых для размещения объектов инфраструктуры территории опережающего социально-экономического развития в пределах Дальневосточного федерального округа до получения разрешений на строительство.

2. Установить, что подготовительные работы могут выполняться со дня представления проектной документации объектов инфраструктуры для проведения государственной экспертизы проектной документации.

3. Настоящий приказ вступает в силу в установленном порядке, но не ранее вступления в силу Федерального закона от 29 декабря 2014 года N 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации».

Зарегистрировано в Минюсте РФ 13 мая 2015 г.
Регистрационный N 37267

Перечень видов подготовительных работ, выполнение которых допускается до получения разрешения на строительство объектов, необходимых для размещения объектов инфраструктуры территории опережающего социально-экономического развития
(утв. приказом Министерства РФ по развитию Дальнего Востока от 3 марта 2015 г. N 25)

1. Геодезические разбивочные работы для строительства.

2. Выполнение комплекса мероприятий по охране труда и безопасному проведению работ.

3. Разбивка в натуре основных осей зданий и сооружений и закрепление их пунктами и знаками.

4. Размещение и строительство временных зданий и сооружений производственного, складского, бытового и общественного назначения, временных источников и сетей электроснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, связи, временных очистных сооружений, объектов освещения, средств сигнализации.

5. Освобождение строительной площадки для производства строительно-монтажных работ, в том числе:

а) расчистка территории, включая освобождение участков от деревьев и кустарников;

б) перенос и переустройство инженерных сетей, коммуникаций, попадающих в зону строительства.

6. Осушение территории строительной площадки, понижение уровня грунтовых вод, проведение на территории строительной площадки других мероприятий, связанных с прекращением или изменением условий водопользования, а также с защитой окружающей среды и ликвидацией неблагоприятных условий строительства.

7. Устройство водоотведения (дренажи и водоотливы) на строительной площадке.

8. Устройство берегоукрепления.

9. Устройство крановых путей.

10. Устройство ограждения строительной площадки, организация контрольно-пропускного режима.

11. Обеспечение строительной площадки противопожарным водоснабжением и инвентарем.

12. Устройство складских площадок и помещений для материалов, конструкций и оборудования.

13. Инженерная подготовка территории размещения объектов инфраструктуры территории опережающего социально-экономического развития, включая объекты транспортной, энергетической, коммунальной, инженерной, социальной, инновационной и иных инфраструктур, расположенных на территории опережающего социально-экономического развития, а также указанных объектов инфраструктур, расположенных вне такой территории, но обеспечивающих ее функционирование, в том числе строительство:

а) подъездных путей и временных дорог;

б) временных причалов;

в) линий электропередачи с трансформаторными подстанциями (до 1000 В);

г) сетей водоснабжения и водозаборных сооружений;

д) сетей газоснабжения и газораспределительных сооружений;

е) канализационных коллекторов с очистными сооружениями;

ж) жилых поселков для строителей;

з) сооружений производственно-вспомогательного назначения;

и) сооружений и устройств связи для управления строительством; к) набережных и причальных сооружений.

14. Разведочное бурение и исследование грунта.

15. Производство земельных работ, а именно:

а) снятие и хранение плодородного слоя почвы (при наличии экологической экспертизы);

б) разработка грунта;

в) уплотнение и укрепление грунта;

г) вертикальная планировка участка;

д) перемещение грунта;

е) устройство насыпей.

16. Устройство шпунтового ограждения.

17. Устройство подпорных стен.

18. Ландшафтные работы.

19. Устройство вспомогательных конструкций и приспособлений.

Утвержден перечень подготовительных работ, которые могут вестись до получения разрешения на строительство объектов, необходимых для размещения объектов инфраструктуры ТОСЭР.

Видео (кликните для воспроизведения).

В частности, это геодезические разбивочные, земельные и ландшафтные работы, мероприятия по охране труда и безопасному проведению работ, устройство водоотведения на стройплощадке и ее ограждения, берегоукрепления, крановых путей, складских площадок, шпунтового ограждения, подпорных стен, вспомогательных конструкций и приспособлений, инженерная подготовка территории, разведочное бурение и исследование грунта и др.

Такие работы могут проводиться со дня представления проектной документации объектов инфраструктуры для ее госэкспертизы.

Приказ Министерства РФ по развитию Дальнего Востока от 3 марта 2015 г. N 25 «Об утверждении перечня видов подготовительных работ, выполнение которых допускается до получения разрешения на строительство объектов, необходимых для размещения объектов инфраструктуры территории опережающего социально-экономического развития»

Зарегистрировано в Минюсте РФ 13 мая 2015 г.
Регистрационный N 37267

Настоящий приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования, но не ранее вступления в силу Федерального закона от 29 декабря 2014 года N 473-ФЗ

Источник: http://base.garant.ru/71026098/

Если строительство начато без разрешения, то получить его после старта работ уже затруднительно

Верховный суд РФ пришел к выводу, что разрешение на строительство должно быть получено до начала проведения каких-либо строительных работ. В противном случае уже возведенный объект будет считаться самовольной постройкой, а попытка получить разрешение пост-фактум — легализацией такой постройки административным путем (Определение ВС РФ от 16.06.2015 по делу № А07-7616/2014, 309-КГ15-209).

Суть дела

В 2014 г. общество с ограниченной ответственностью (далее — общество, заявитель) приобрело в собственность земельный участок из земель населенных пунктов с разрешенным видом использования для проектирования и строительства многоэтажного жилого дома со встроенно-пристроенными помещениями. Свидетельство о праве собственности было выдано 21 февраля 2014 г.

В марте 2014 г. общество обратилось за выдачей разрешения на строительство на приобретенном земельном участке, подав соответствующее заявление через многофункциональный центр госуслуг. К заявлению общество приложило положительное заключение государственной экспертизы, доверенность, копию паспорта заявителя, схему планировочной организации земельного участка, проект организации строительства, проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, архитектурные решения, а также пояснительную записку.

Однако по итогам рассмотрения представленных документов и заявления администрация городского округа (далее — Администрация, ответчик) в выдаче разрешения отказала, обосновав это тем, что на указанном земельном участке уже осуществлено строительство объекта. Данное обстоятельство исключает возможность выдачи разрешения, которая должна предшествовать началу строительных работ. При этом к представленному обществом пакету документов никаких претензий у Администрации не возникло.

Посчитав, что в выдаче разрешения на строительство отказано необоснованно, общество обратилось в суд к Администрации с требованием признать незаконным отказ и обязать Администрацию выдать разрешение на строительство.

Читайте так же:  Обязательное страхование в банках понятие, виды, перспективы, правовые основы

Судебное разбирательство

Суд первой инстанции в удовлетворении требований общества отказал.

Разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

Суд пришел к выводу, что выдача разрешения на строительство должна предшествовать осуществлению строительства объекта недвижимости. В подтверждение этого первая инстанция сослалась на постановление Президиума ВАС РФ от 25.09.2012 № 5698/12, в котором разъяснено, что по создаваемым в настоящее время объектам недвижимости к числу обязательных удостоверяющих документов относятся разрешение на строительство и разрешение на ввод объекта в эксплуатацию. Причем разрешение на ввод объекта в эксплуатацию выдается при наличии разрешения на строительство, а последнее подлежит выдаче до начала строительства. Следовательно, Градостроительным кодексом РФ не предусмотрена выдача разрешений на строительство объектов (зданий, сооружений), строительные работы по созданию которых уже начались.

В процессе рассмотрения дела выяснилось, что строительные работы на земельном участке велись еще с 2013 г., то есть до даты регистрации права собственности на землю за обществом. К моменту обращения общества за разрешением на строительство на земельном участке уже было возведено несколько объектов капитального строительства. Суд посчитал, что факт обращения общества с заявлением о выдаче разрешения на строительство уже фактически построенного объекта следует расценивать как действия, направленные на обход требований градостроительного законодательства и узаконивание самовольной постройки в административном порядке. Указанные действия запрещены гражданским законодательством как злоупотребление правом.

Суд апелляционной инстанции оставил решение без изменения, согласившись с изложенными в нем выводами. Однако кассационная инстанция решение и постановление отменила и приняла новый судебный акт, удовлетворив требования общества.

Судьи подошли к рассмотрению спора более формально. Они указали, что единственным основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство явился вывод заинтересованного лица — Администрации о том, что по указанному заявителем адресу без разрешения осуществляется строительство объекта капстроительства. По мнению суда, данное основание при наличии пакета документов, предоставленного обществом, не может быть расценено как соответствующее закону, поскольку не содержится в закрепленном в ГрК РФ исчерпывающем перечне оснований для отказа в выдаче разрешения на строительство. При этом никаких претензий к количественному составу либо к содержанию пакета документов, предоставленных обществом, Администрация не предъявляла. Доводы ответчика о том, что строительство осуществлялось обществом самовольно и его действия по оспариванию отказа в выдаче разрешения направлены на узаконивание самовольной постройки, суд признал не имеющими правового значения для рассматриваемого спора.

Позиция Верховного Суда РФ

Не согласившись с позицией окружного арбитражного суда, Администрация обратилась в Верховный суд РФ с кассационной жалобой. Среди аргументов податель жалобы указал, что по его заявлению в арбитражном суде параллельно рассматривается дело о признании объектов, возведенных обществом без разрешения на строительство, самовольными постройками и об их сносе. Администрация настаивала на том, что попытка получить разрешение на строительство уже возведенных объектов является не чем иным, как обходом закона. Общество, по мнению ответчика, пытается таким образом избежать предусмотренной законом процедуры легализации самовольной постройки.

Судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ посчитала жалобу обоснованной и постановление окружного кассационного суда отменила.

Получению разрешения на строительство предшествует подготовка проектной документации, которая представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта. Проектная документация должна осуществляться на основании результатов инженерных изысканий, градостроительного плана земельного участка, в соответствии с требованиями технических регламентов, техническими условиями, разрешением на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства (ст. 48 ГрК РФ). Исходя из толкования приведенных норм, суд пришел к выводу, что застройщик вправе был приступить к строительству объекта капитального строительства только после получения разрешения на строительство такого объекта, осуществления всех предусмотренных законом мероприятий и оформления документов, подготавливаемых в целях его получения и осуществления строительства.

Предоставление застройщиком указанных в ст. 51 ГрК РФ документов, необходимых для получения разрешения на строительство, является обязательным, но их наличие не является единственным основанием для получения разрешения на строительство. Исполнение этой обязанности необходимо совершить перед началом строительства.

Кроме того, поскольку при выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию удостоверяется выполнение строительства (реконструкции объекта капитального строительства) в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство (ст. 55 ГрК РФ), из этого также следует, что приступить к строительству застройщик вправе только после получения такого разрешения.


Источник: http://www.eg-online.ru/article/285383/

Вычет НДС при отсутствии разрешения на строительство

Нередко работы, связанные со строительством или реконструкцией того или иного объекта, начинаются до получения соответствующего разрешения. Как влияет это обстоятельство на возможность предъявления к вычету НДС со стоимости работ и услуг? Ответ на этот вопрос вы узнаете, прочитав статью.

В соответствии с п. 6 ст. 171 НК РФвычетам подлежат суммы налога:

– предъявленные налогоплательщику подрядными организациями
(заказчиками-застройщиками) при проведении ими капитального строительства, сборке (монтаже) основных средств;

– со стоимости товаров (работ, услуг), приобретенных налогоплательщиком для выполнения строительно-монтажных работ;

– предъявленные налогоплательщику при приобретении объектов незавершенного капитального строительства.

Как следует из п. 5 ст. 172 НК РФ, вычет всех перечисленных сумм «входного» НДС производится в общеустановленном порядке, то есть при выполнении следующих условий:

– товары, работы, услуги приняты к бухгалтерскому учету и предназначены для использования в облагаемой НДС деятельности;

– счет-фактура оформлен в соответствии с требованиями п. 5 и 6 ст. 169 НК РФ.

Названными нормами в целях применения вычетов руководствуются инвесторы, в том числе при совмещении функций застройщика (заказчика) и генподрядчика, а также предприятия, выполняющие СМР хозспособом. Как видим, требование о наличии разрешительной документации не включено в перечень обязательных условий, регламентирующих вычет НДС. Тем не менее многие бухгалтеры с опаской пользуются правом вычета НДС со стоимости товарно-материальных ценностей, работ и услуг, связанных со строительством или реконструкцией, предъявленного до получения разрешения на производство работ. Связано это с тем, что некоторые инспекторы категорически против такого подхода.

Вычету – нет!

Исключая НДС из состава налоговых вычетов, налоговики обычно приводят одно из двух оснований:

– поскольку у налогоплательщика нет разрешения на строительство, операции, имеющие отношение к созданию объекта, юридически не оформлены, следовательно, не могут считаться объектами обложения НДС;

– произведенные затраты и предъявленный НДС не порождают право на вычет, поскольку не приняты к учету в порядке, установленном законодательством о капитальном строительстве.

А раз так, положения ст. 172 НК РФ не соблюдаются, значит, вычет невозможен.

Инспекторы сверяют даты несения расходов (например, в актах приемки-передачи выполненных работ, оказанных услуг) и дату, указанную в разрешении на строительство.

Читайте так же:  Правильное составление бизнес-плана

Причем включить сумму НДС в состав расходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль, инспекторы также не позволят (см. п. 1 и 2 ст. 170 НК РФ). Получается, что НДС может быть списан только за счет расходов, не уменьшающих налогооблагаемую прибыль. Принимая во внимание, что сумма налога порой представляет собой несколько миллионов рублей, понятна решимость тех налогоплательщиков, которые во что бы то ни стало стремятся добиться в суде отмены решений инспекций.

Кто прав?

Арбитры, рассматривая подобные споры, подчеркивают, что Налоговый кодекс не содержит такого ограничения для вычета, как наличие у организации разрешения на строительство. Поэтому если налогоплательщиком соблюдены остальные требования (имеется счет-фактура, работы, услуги приняты к учету), то суды признают вынесенные инспекторами решения о начислении недоимки, пеней и штрафов недействительными (см., например, постановления ФАС МО от 01.10.2007 № КА-А41/10014-07, Десятого арбитражного апелляционного суда от 10.10.2008 № А41-4781/08[1], ФАС УО от 18.12.2008 № Ф09-9422/08С2 и от 02.02.2009 № Ф09-10109/08С2).

Вместе с тем некоторые суды, хотя и поддерживают налогоплательщиков, высказываются более осторожно. В частности, из постановлений ФАС ВСО от 16.12.2008 № А33-2487/08Ф02-6212/08 и ФАС ПО от 15.01.2009 № А12-9558/2008 следует, что арбитры изучали характер произведенных расходов и пришли к выводу о том, что их осуществление до получения разрешения на строительство не является нарушением законодательства, регламентирующего капитальное строительство. Так, во втором из названных судебных актов сказано: согласно п. 4.1.5 и п. 5.2.3 инвестиционного контракта подготовка строительной площадки находится в составе 1го этапа, начало которого определяется с даты подписания контракта, а окончанием является дата оформления разрешения на осуществление строительно-монтажных работ.

Согласно ст. 51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт.

Судом установлено, что в рассматриваемом отчетном периоде общество производило подготовительные работы, в том числе работы по подготовке стройплощадки, ликвидации газопроводов из зоны строительства и ряд других подготовительных работ, формирующих первоначальную стоимость объекта строительства, которые не требуют получения какоголибо разрешения. Доказательства производства работ 2го этапа, сопряженного непосредственно со строительством объекта, налоговым органом не представлены.

Как видим, в целом арбитражная практика складывается в пользу налогоплательщиков (в информационных базах мы не нашли отрицательных для строительных организаций решений, когда победу в споре одержали налоговики). Поэтому шансы отстоять в суде право на вычет имеются.

[1] Постановлением ФАС МО от 13.01.2009 № КА-А41/12710-08 названное постановление оставлено без изменения.

Источник: http://www.klerk.ru/buh/articles/146544/

Строить можно будет начинать до получения разрешения

Минрегион подготовил поправки в Градостроительный кодекс, которые разрешат застройщикам вести подготовительные работы до получения официального разрешения на строительство. За счет этого планируется добиться снижения средних сроков строительства.

— В законопроекте указано, что перечень подготовительных работ, о которых идет речь, установит правительство. С предложением сделать такую отсылочную статью мы выступили на совещании в Госстрое. После принятия поправок правительство подготовит необходимое постановление, — сообщила Юлия Родионова, начальник организационно-правового управления Национального объединения строителей (Нострой), участвовавшего в подготовке поправок.

Как отметила Хасынова, в список могут войти такие работы, как строительство временных сооружений (бытовки, офис продаж и т.п.), заборов, временных дорог, подведение временных коммуникации, завоз оборудования, укладка рельсов для кранов, очистка территорий, отвод воды.

— По действующему законодательству разрешение требуется даже на проектирование. Ведение каких-либо работ без него было невозможным, это даже не рассматривалось. Если можно будет без ордера хотя бы даже поставить забор, станет безусловно лучше. Это позволит ощутимо сократить сроки строительства, — считает Александр Левченко, председатель московского городского отделения «Деловой России».

Такие подготовительные работы, как установка забора, подведение временных коммуникаций и строительство временных сооружений сейчас большинство застройщиков ведут до получения разрешения на строительство на свой страх и риск, рассказала Марина Литинецкая, генеральный директор консалтинговой компании «Метриум Групп».

— Теоретически возможна ситуация, когда разрешение на строительство не дадут, но это случается довольно редко, — добавила она.

— Я не припомню громких скандалов, связанных с незаконными подготовительными работами. Ничего вызывающего в этом нет, — отметил Виталий Можаровский, партнер юридической фирмы Goltsblat BLP.

В 2011 году Минрегион подготовил проекта приказа «Об утверждении перечня подготовительных работ для строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, которые могут быть выполнены до выдачи разрешения на строительство». Тогда Минюст отказался зарегистрировать приказ: Всемирный фонд дикой природы (WWF) и «Архнадзор» обратились в ведомство с письмом о том, что этот документ противоречит нормам Градостроительного кодекса. По мнению WWF и «Архнадзора», приказ легализует действия застройщиков, которые могут нанести ущерб окружающей среде и культурному наследию России.

В приказе 2011 года в списке предварительных работ фигурировали, например, освобождение участков от деревьев и кустарников, разведочное бурение, геодезические разбивочные работы для строительства, понижение уровня грунтовых вод и водоотведение на стройплощадке, бурение и обустройство скважин.

— Если речь идет о каких-то временных постройках и «обратимых» работах, последствия которых легко устранить, это допустимо. Речь не должна идти о сносе зданий, рытье котлованов и строительстве фундамента, — считает Константин Михайлов, координатор движения «Архнадзор».

Как сообщила Юлия Хасынова, Нострой также выступает против того, чтобы в перечень попали работы, связанные с капитальным строительством.

— Есть сторонники добавления в него и земляных работ, и строительства фундаментов, но мы категорически против такого предложения, — отметила она.

В Минрегионе не смогли предоставить оперативный комментарий.

Источник: http://www.gradkod.ru/node/187

Риски ведения строительных работ без разрешения на строительство

Сегодня актуален вопрос ведения строительных работ на объектах капитального строительства (ОКС) без наличия соответствующего разрешения. Рассмотрим данную ситуацию с позиции рисков Генподрядчика.

Для начала определимся, что представляет собой разрешение на строительство, что грозит субъекту, который нарушает данное требование и кто является субъектом данного нарушения.

Согласно части 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

В соответствии с частью 1 ст. 9.5. КоАП РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства без разрешения на строительство в случае, если для осуществления строительства, реконструкции объектов капитального строительства предусмотрено получение разрешений на строительство, влекут наложение административного штрафа на юридических лиц – от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток.

Штраф сам по себе довольно значителен, но хуже того – приостановление деятельности, что может повлечь более серьезные последствия для Генподрядчика и реализации проекта в целом.

Читайте так же:  Программа льготного кредитования малого и среднего бизнеса выгоды и условия участия

Градостроительный кодекс предполагает, что разрешение на строительство должен получать застройщик, поэтому возникает справедливый вопрос, будет ли нести ответственность Генподрядчик, если разрешение на строительство не получил застройщик?

Частью 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лицами, осуществляющими строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, могут являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо, соответствующие требованиям, предусмотренным частью 2 названной статьи.

В ч. 6 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 №11 «О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» прямо установлено, что субъектами ответственности за административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 9.5 КоАП РФ, могут являться как застройщик (заказчик по договору строительного подряда), поскольку в силу статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации на нем лежит обязанность по получению разрешения на строительство, так и иные лица, осуществляющие соответствующие работы, например, подрядчик или субподрядчик, так как они обязаны удостовериться в том, что застройщик, привлекая их к осуществлению работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, обладает соответствующим разрешением на строительство.

Таким образом, Генподрядчик, осуществляющий строительство ОКС без разрешения на строительство, является субъектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.5. КоАП РФ.

Если Генподрядчик решает осуществлять строительные работы без разрешения, нужно понимать, что сам факт ведения строительных работ вряд ли удастся скрыть, поскольку застройщик или технический заказчик до начала строительства не позднее чем за семь рабочих дней должен будет предоставить в органы государственного строительного надзора значительный объем документов, в том числе и копию разрешения на строительство (часть 5 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации). В связи с этим органы государственного надзора не смогут игнорировать, что генподрядчик все это время осуществлял строительство без разрешения на строительство. Тогда, скорее всего, и встанет вопрос о привлечении Генподрядчика к административной ответственности по основаниям ч. 1 ст. 9.5 КоАП РФ, если по каким-либо причинам это не произойдет раньше.

В этом случае даже не стоит пытаться доказать отсутствие вины Генподрядчика при ведении работ без разрешения на строительство, поскольку это не представляется возможным в виду того, что предполагается обязанность Генподрядчика до начала проведения работ убедиться в наличии у застройщика разрешения на строительство в отношении соответствующего земельного участка.

Однако, если Генподрядчик взял на себя риск и выполняет работы без разрешения, нужно понимать, что значительную роль в самом порядке привлечения будет играть процессуальный аспект.

На практике положения о процессуальном порядке привлечения лиц к административной ответственности используются при оспаривании постановлений о привлечении к административной ответственности, в связи с чем избежать привлечения к административной ответственности возможно только при нарушении процессуального порядка к ее привлечению, для чего рекомендуется привлекать юристов в данный процесс как можно раньше.

Конечно, каждый определяет для себя, выполнять работы без разрешения на строительство или не выполнять, исходя из личных соображений, однако наша рекомендация в данном случае однозначна: выполнять работы без разрешения недопустимо.

Поэтому до начала работ и при заключении договоров на генподряд стоит обратиться за консультацией к юристам, имеющим опыт в строительной сфере, для минимизации рисков и предотвращения негативных последствий.


Источник: http://irbiscompany.ru/blog/riski-vedeniya-stroitelnyx-rabot-bez-razresheniya-na-stroitelstvo/

Когда разрешается строить без разрешения на строительство и можно ли начать строительство до получения разрешения

Когда мы говорим о возможности какого-то действия, то желательно всегда понимать на сколько это действие законно и какие последствия могут возникнуть по ходу реализации задуманного. После выяснения последствий возникает желание разобраться, как можно все-таки начать действие, и иметь минимальные риски при его реализации. Поскольку я занимаюсь организацией строительных проектов, то Вы уже догадались, что речь идет о начале строительства объекта до момента получения разрешения на строительство. Эта статья в первую очередь адресована застройщикам, которые в основном являются только инвесторами строительного проекта, но при этом несут персональную ответственность за процессы, происходящие на их земельном участке. Поэтому постараюсь при изложении своих мыслей быть понятным и непрофессиональной аудитории, объясняя по ходу изложения некоторые термины и определения.

Сразу же хочу пояснить кто такой застройщик. Понятие — застройщик четко определено Градостроительным кодексом РФ, как физическое или юридическое лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства, реконструкции, капитального ремонта. То есть застройщик – это лицо, которому на праве собственности или любом другом законном праве (например, аренды) принадлежит земельный участок, на котором он осуществляет строительство объекта.

Принятая в 2004 году редакция Градостроительного кодекса определила единый алгоритм действий по реализации строительного процесса любого объекта независимо от его функционального назначения. Только выполняя определенные Градостроительным кодексом процедуры, возведенный объект будет соответствовать требованиям законодательства в области промышленной, экологической, технической и пожарной безопасности. Таким образом, государство обеспечивает безопасность своих граждан, поскольку построенный в соответствии с определенными законом процедурами объект не может нанести ущерба безопасности граждан при его эксплуатации. Этот тезис является ключевым при поиске путей решения вопроса, поставленного настоящей статьей — можно ли начать строительство объекта до получения разрешения на строительство.

Принятие решения застройщиком о начале строительства без разрешения часто вызвано в большинстве случаев вполне логичными причинами:

  • отсутствие времени в связи с необходимостью срочной реализации бизнес-проекта;
  • отсутствие финансовой возможности привлечь на начальном этапе специалистов в этой области;
  • реже, незнанием требований законодательства о необходимости легального осуществления строительства.

Однако, застройщик должен знать, что Кодексом РФ об административных правонарушениях (статья 9.5.) предусматривается за различные нарушения установленного порядка строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства и ввода его в эксплуатацию не только штраф, накладываемый на юридических лиц, в размере до одного миллиона рублей, но и возможность приостановления деятельности организации на срок до девяноста суток.

Куда более тяжелые последствия могут возникнуть при обращении в суд органов государственной власти с иском к застройщику о признании возведенного объекта — незаконной постройкой. В соответствии со статьей 222 Гражданского кодекса РФ: самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные, созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил. Чаще всего такие иски заканчиваются решением суда о сносе объекта, причем за счет средств застройщика.

Сразу же имеет смысл разделить различные ситуации, которые имеют различные процедурные реализации строительных проектов. Сначала рассмотрим случаи, при которых вообще не требуются разрешения на строительство.

Статья 51 Градостроительного кодекса определяет перечень таких объектов:

  • строительство гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или строительства на земельном участке, предоставленном для ведения садоводства, дачного хозяйства;
  • строительства, реконструкции объектов, не являющихся объектами капитального строительства (киосков, навесов и других);
  • строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования;
  • иных случаях, если в соответствии с настоящим Кодексом, законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности получение разрешения на строительство не требуется.

Точности ради, следует отметить, что я привел не все случаи, при которых не требуется разрешение на строительство, но я выбрал те, которые имеют непосредственное отношение и представляют интерес по вопросу разбираемой нами темы.

Читайте так же:  Как легко проверить транспортный налог по инн

Начнем по порядку, так как кажущаяся на первый взгляд конкретность законодательства не является на самом деле таковой в связи с отсутствием в ряде случаев четких критериев.

Случай 1: строительство гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или строительства на земельном участке, предоставленном для ведения садоводства, дачного хозяйства;

Тут все предельно ясно и понятно. Ясно что, ясно где, но не случай основного контингента читателей этой статьи. Предполагаю, что основной круг читателей интересует размещение объектов складского и производственного назначения.

Случай 2: строительства, реконструкции объектов, не являющихся объектами капитального строительства (киосков, навесов и других). Вот это уже тот случай когда может возникнуть при определенном качестве, планируемого к строительству объекта, попытка застройщика «подтянуть» свой объект под описанные критерии, чтобы на законных основаниях не получать разрешение на строительство. Например здание небольшое по размерам, одноэтажное, из сборных конструкций и не требует существенных затрат на строительство, казалось бы — ну чем не подходящее под критерий «и других». Однако, не все так просто оказывается при более тщательном рассмотрении этого варианта.

Если у Вас есть сомнения — является ли планируемое к строительству сооружение объектом капитального строительства или наоборот есть соблазн выдать его за таковой, рекомендую учитывать, что возможно доказывать это придется Вам еще и в суде по иску государственных органов власти. Вероятность вашего успеха, при малейших отклонениях от «навеса» или «киоска», из-за отсутствия четкого определения таковых объектов, ничтожна мала. Последствия признания судом построенного объекта самовольной постройкой я приводил выше.

Иногда существуют утвержденные регламенты местных органов власти, определяющих процедуру разрешения размещения временных объектов, навесов, киосков и других. Ну действительно не получать же разрешение на строительство, предварительно разработав проектную документацию на летний навес у кафе. Однако, предостерегаю Вас о том, что если даже Вам удасться «уговорить» и получить, допустим, на здание склада такое разрешение, то это совсем не значит, что у суда при обращении в него искового заявления от прокуратуры к застройщику, инициированного в свою очередь заявлением органа государственного строительного надзора, будут основания увидеть в построенном Вами здании склада киоск.

Не стоит также забывать при обсуждении этого варианта реализации возведения объекта без получения разрешения строительства, о виде разрешенного использования земельного участка. То есть противозаконно строить, пусть даже временный, объект торговли на земельном участке, предназначенном для производственных целей. Вид разрешенного использования земельного участка указан в кадастровом паспорте земельного участка или выписке из него, свидетельстве на право собственности земельным участком, договоре аренды земельного участка, также можно его увидеть в свободном доступе на публичной кадастровой карте Росреестра (rosreestr.ru).

Случай 3: строительство на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования.

Это уже случай вполне возможный к реализации при профессиональном подходе и правильном алгоритме реализации. Но он применим только при наличии уже на участке введенных в эксплуатацию объектов, соответствующих виду разрешенного использования земельного участка.

Основная тонкость тут заключается в том, что новый объект должен иметь объективные признаки обеспечения основных объектов при их эксплуатации, при этом опять в законодательстве отсутствуют критерии отнесения объектов капитального строительства к вспомогательным. Например, построен и введен в эксплуатацию складской комплекс и планируемое к строительству здание контрольно-пропускного пункта вполне подходит под определение объекта вспомогательного использования. А вот наоборот точно не пройдет: построено и введено в эксплуатацию здание контрольно-пропускного пункта, а здание склада возвести без разрешения на строительство, выдавая его за объект вспомогательного использования. Практике известен случай, когда удалось ввести в эксплуатацию и зарегистрировать газопровод, как объект вспомогательного использования для производственной площадки.

Таким образом, судья будет решать возможность признания объекта вспомогательным и самое главное в этом процессе будет представление правильной с точки зрения законодательства организационной, проектной и строительной исполнительной документации, обосновывающую Вашу позицию.

Случай 4: иных случаях, если в соответствии с настоящим Кодексом, законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности получение разрешения на строительство не требуется.

Эта норма Градостроительного кодекса говорит о том, что субъекты Российской Федерации своими региональными законодательными актами могут определять перечень объектов капитального строительства, не требующих получения разрешения на строительство. В Московской области в октябре 2014 года, по моему мнению, произошла революция с появлением Закона Московской области № 124/2014-ОЗ от 10.10.2014 года. Он определил для части объектов электросетевого хозяйства, линейно-кабельных сооружений связи и кабельных линий электросвязи, сетей газораспределения и газопотребления, возводимых на территории Московской области, отсутствие необходимости получать разрешение на строительство. В первую очередь этот закон направлен на упрощение администрирования при осуществлении строительства крупными сетевыми организациями Московской области: ГУП МО «Мособлгаз», ПАО «МОЭСК» и им подобными, но и другим застройщикам он, несомненно, упростил бюрократические мытарства при правильном его использовании. К сожалению, это пока единственный перечень объектов на территории Московской области, не требующих получения разрешения на строительство, определенный региональным законодательством.

Мы разобрали все случаи, при которых не требуется разрешение на строительство, и выяснили, что не так уж много возможности для маневра. Но даже при принятии застройщиком решения о начале строительства без разрешения, в рассмотренных выше случаях, обязательно необходим грамотный профессиональный подход для реализации задуманного с высокой степенью надежности, для достижения желаемого результата на каждом этапе реализации.

Теперь рассмотрим случай, когда разрешение на строительство получать необходимо, но застройщику необходимо начать строительство по какой-либо причине ранее.

Иногда можно услышать мнение, что допускается до получения разрешения на строительство производство подготовительных работ. На момент написания статьи это не соответствует истине. Такие изменения в законодательство вводились только для строительства олимпийских объектов в г. Сочи. В настоящее время нет возможности начала строительства до момента получения разрешения на строительство.

Следует отметить, что для проведения инженерных изысканий на земельном участке, результаты которых необходимы для подготовки проектной документации, не требуется разрешение на строительство, а это тоже занимает время. В обязательном порядке необходимо проведение инженерно-геодезических изысканий, инженерно-экологических изысканий, инженерно-геологических изысканий. Необходимость проведения других инженерных изысканий определяет проектировщик.

30.11.2015 Руководитель ООО «Организация строительства» Трофимов Роман Юрьевич.

© Организация строительства «ОргСтрой», 2015 — 2019.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://org-stroy.com/stroyka-bez-razreshenia

Подготовительные работы без разрешения на строительство
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here