Поддержка и стимулирование малого бизнеса государством

МЕТОДЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ

студент, направление 38.03.01 Экономика, профиль «Финансы и кредит», КБГУ им. Х.М. Бербекова,

канд. экон. наук, доц. кафедры экономики и финансов КБГУ им. Х.М. Бербекова,

На современном этапе развития экономики в России и мире, наиболее значимую роль играет развитие малого и среднего бизнеса. Можно отметить, что и в развитых и в развивающихся странах поддержка малого и среднего бизнеса является приоритетной. Для некоторых государств в мире предпринимательство в принципе является основой экономики и, как следствие, требует особых мероприятий, стимулирующих развитие уже существующих организаций и создание новых.

Малый и средний бизнес может стабильно развиваться лишь при осуществлении постоянной государственной поддержки. Для этого также должна создаваться эффективная инфраструктура поддержки. Все субъекты малого и среднего бизнеса должны иметь равный доступ ко всем ресурсам и различным формам поддержки.

Государственная инфраструктура поддержки малого и среднего бизнеса, в развитых странах, начала формироваться во второй половине XX века. Это были Япония, США и страны Западной Европы. Эта инфраструктура включала в себя свежесформированные органы управления, ответственные именно за развитие малого и среднего бизнеса.

В настоящее же время, наибольший вес в системе государственной поддержки малого и среднего бизнеса имеют протекционистские меры и методы воздействия на национальный малый и средний бизнес, а также развитие международных экономических отношений с целью проникновения на новые рынки.

Как уже было отмечено выше, развитые страны оказывают воздействие на малый и средний бизнес с помощью инфраструктуры государственной поддержки, а именно через специализированные органы по развитию этого сектора экономики.

Таблица 1.

Инфраструктура поддержки малого бизнеса и среднего бизнеса

Страна

Ответственный орган

Администрация малого и среднего предпринимательства

Национальное агентство по обслуживанию малого бизнеса

Генеральный директорат малого и среднего бизнеса, ремесленничества, услуг и свободных профессий

Реорганизованное Министерство экономики, торговли и промышленности

Все эти ведомства создавались, в принципе, с одной целью, поэтому их функции во многом одинаковыми. Существуют лишь незначительные различия в иерархии и структуре управления. Данные органы управления реализуют пять ключевых для малого и среднего бизнеса функций.

Таблица 2.

Функции органов управления малого и среднего бизнеса

Функция

Сущность

Создание плана совершенствования малого и среднего бизнеса в единстве с совместным социально-экономическим развитием государства.

Разрабатываются комплексные долгосрочные меры, стимулирующие национальное предпринимательство на развитие и здоровую конкуренцию.

Улучшение нормативно-правовой базы.

Принимаются новые федеральные законы, подзаконные акты, корректируются либо отвергаются старые.

Уменьшение роли государства именно как контрольного и административного органа.

Всяческое стимулирование малого и среднего бизнеса, осуществление безопасности субъектов малого и среднего бизнеса и их активов.

Предоставление материальной и финансовой поддержки.

Сдача в аренду государственную собственность и предоставление возможности покупки ее на льготных условиях, создание упрощенного доступа к государственным заказам.

Организация системы стимулирования малого и среднего бизнеса.

Развитие в государстве организованной системы оказания профессиональных консультационных услуг, улучшение системы обучения и повышения квалификации предпринимателей.

Сейчас, все эти функции успешно реализуются в развитых странах. Существует и устойчивая система стимулирования малого и среднего бизнеса на всех уровнях государства. Особое внимание уделяется начинающим предприятиям. Также во всех развитых странах существует развитая инфраструктура стимулирования малого и среднего бизнеса и действует гибкое законодательство, которое быстро адаптируется к любым изменениям в мире.

Существует десять основных видов государственного стимулирования и поддержки в развитых странах: финансовый, организационно-финансовый, юридический, административно-хозяйственный, налоговый, бухгалтерский, маркетинговый, технический, информационный, обучающий.

Таблица 3.

Виды государственного стимулирования и поддержки малого и среднего бизнеса

Вид стимулирования

Сущность

Прямые займы, долевое участие в займах коммерческих банков

Создание бизнес-планов, привлечение инвесторов

Консультирование при регистрации малого и/или среднего предприятия

Предоставление льгот на аренду помещения, помощь в предоставлении оборудования

Предоставление налоговых льгот, налоговых каникул

Компиляция бухгалтерской отчетности, ведение бухгалтерской документации

Реклама и продвижение малого и среднего бизнеса

Оказание проектных услуг и их оплата

Определенные интернет-ресурсы, облегчающие доступ к проектам государственной поддержки и информации о них

Подготовка и переподготовка кадров

Мировой опыт показывает необходимость в улучшении системы государственной поддержки малого и среднего бизнеса.

В России, как и в других странах, одной из приоритетных задач является стимулирование и развитие малого и среднего бизнеса. На сегодняшний день в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства в России на 2017 год зарегистрировано 5 925 282 субъекта МСП, из которых 5 636 789 единиц составили микропредприятия (95%), 267 558 единиц — малые предприятия (4,5%), 20 935 единиц — средние предприятия (0,4%). При этом индивидуальными предпринимателями являются 3 074 668 субъектов малого и среднего предпринимательства (52%), юридическими лицами — 2 850 614 субъектов малого и среднего предпринимательства (48%). Около 20% ВВП формируют малые и средние предприятия.

Но вклад малого и среднего бизнеса в нашей стране очень невелик, в сравнении со странами Запада. Так, например в Европейском Союзе, доля занятых на алых и средних предприятиях составляет до 70%, а доля ВВП до 60%.

Основную долю малого и среднего бизнеса в Российской Федерации составляют микропредприятия (около 95% от совокупного числа субъектов). По мнению Министерства экономического развития Российская Федерация отстает от развитых стран в этой отрасли в 2-3 раза.

В России в сфере малого и среднего бизнеса существует ряд проблем:

  1. низкая инновационная и инвестиционная активность малых и средних предприятий;
  2. низкий уровень формальной занятости и высокий неформальной занятости в данной сфере. Эксперты объясняют сложившуюся ситуацию высокой налоговой и финансовой нагрузкой, а также сложностью ведения кадрового учета;
  3. неравномерность распределения предприятий малого и среднего бизнеса по территории Российской Федерации (основная часть всех предприятий сосредоточенна в Центральном ФО);
  4. в современных кризисных условиях в экономике обострился спрос на продукцию малых и средних предприятий, который очень сложно удовлетворить.
Читайте так же:  Что нужно делать до и после регистрации ип советы и рекомендации

Государственное стимулирование малого и среднего бизнеса осуществляется в двух основных направлениях: прямые финансовые вложения и субсидии, и косвенная поддержка в виде создания объектов инфраструктуры, льготной налоговой политики и подобных преференций.

В 2017-2018 гг. принят ряд принципиальных мер, направленных на стимулирование предприятий малого и среднего бизнеса. Так, например, перечень налоговых льгот для малого бизнеса пополнился правом региональных властей устанавливать на своей территории для плательщиков ЕНВД и УСН еще более низкие налоговые ставки, чем предусмотрено этими режимами. Налоговая ставка по ЕНВД может быть снижена с 15% до 7,5%, а на УСН – с 6% до 1%. Также, в период с 2016 по 2020 годы впервые зарегистрированные индивидуальные предприниматели вправе в течение двух налоговых периодов (максимум – двух лет) после регистрации работать в рамках налоговых каникул.

Таким образом, налоговые льготы малому бизнесу в 2018 году позволяют начать свое дело, вкладывая большую часть получаемого дохода в дальнейшее развитие бизнеса, а не отдавая его государству в виде налогов.

Также, в 2018 году государство ввело ряд финансовых мер стимулирования в виде прямой финансовой поддержки, например, субсидий:

  • на возмещение части затрат по договорам лизинга
  • на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам и займам
  • на возмещение части затрат, связанных с участием в конгрессно-выставочных мероприятиях
  • для начинающих предпринимателей (до 500 тысяч рублей).

Безвозмездные субсидии и гранты предоставляются малому бизнесу в рамках Федеральной программы, действующей до 2020 года.

Применяя все большее количество стимулирующих мер и методов развития малого и среднего бизнеса, Россия сохраняет ориентир на совершенствование этого сектора экономики и его развития. Согласно прогнозам, его величина должна достигнуть 40% к 2020 году. До 2030 года прогнозируется значительный рост оборота малого и среднего бизнеса.

Для того, чтобы достигнуть все поставленные цели необходимо применять новые нестандартные подходы к стимулированию развития малого и среднего бизнеса. Для начала, необходимо облегчить процедуру ведения кадрового учета для микро-, малых и средних предприятий. В современном российском законодательстве не существует никакой градации относительно ведения кадрового учета, требования одинаковы для всех предприятий – и малых, и крупных. Это значительно отягчает процесс кадрового делопроизводства. Более того, это одна из основных причини появления нелегальной занятости. Введение новых нормативов облегчило бы работу малых и средних предприятий.

Также, ориентируясь на западный опыт, в приоритете у государства в стимулировании малого и среднего бизнеса должно стоять совершенствование инфраструктуры развития предпринимательства, нежели прямые финансовые вложения в эту сферу.

Адаптация международного опыта эффективной поддержки малого и среднего бизнеса и адаптация к российской действительности дать мощный импульс развитию малого и среднего бизнеса в России и экономики в целом.

Сегодня государственное регулирование и поддержка предпринимательской деятельности не всегда осуществляется на тщательной и систематической основе. Для того, чтобы придать импульс в направлении устойчивого роста, предпринимательство должны быть предметом разумного и устойчивого воздействия государства, при этом не только регулирования, но и поддержки.

Источник: http://sibac.info/studconf/science/xli/100618

Господдержка малого предпринимательства в Москве: 6 шагов для успешного развития бизнеса

Весомый вклад в развитие инвестиционной среды вносят как целевые программы государственного финансирования, так и программы помощи малому бизнесу. В данном материале мы пошагово расскажем о том, какую поддержку сегодня предлагает Москва предпринимателям для открытия, ведения и развития своего бизнеса:

Шаг 1. Регистрация. Консультации. Обучение. Выбрать один из 15 Центров услуг для бизнеса (ЦУБ), которые расположены во всех округах столицы и действуют на базе ГБУ «Малый бизнес Москвы». Все услуги там оказывают бесплатно. Специалисты ЦУБ помогут подготовить документы для регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (ИП) или в форме общества с ограниченной ответственностью (ООО). Только за 2017 год консультационная поддержка оказана более 80 тыс. человек. Начинающим предпринимателям предложат пройти обучение в «Стартап-Школе МБМ». Основам открытия и развития собственного дела у успешных предпринимателей и профессиональных бизнес-тренеров можно учиться также онлайн – в «Онлайн-академии МБМ». В Академии доступны две обучающих программы – Start и Progress. Содержание обучающей программы основано на лучших бизнес-практиках и кейсах, актуальных в бизнесе.

В ЦУБ также проконсультируют предпринимателей по различным вопросам ведения бизнеса: трудовое и гражданское законодательство, бухгалтерский учет. Здесь могут подготовить заявление для перехода предприятия на упрощенную или патентную систему налогообложения.

Шаг 2. Выбрать помещение для ведения бизнеса. Сотрудники центра помогут ознакомиться с различными вариантами и расскажут об аренде на льготных условиях площадей нежилого фонда, находящихся в имущественной собственности города Москвы. На сегодняшний день начальная льготная ставка арендной платы таких помещений составляет 4,5 тыс. рублей за кв. м в год и 1 тыс. рублей за 1 кв. м в год для помещений, расположенных в подвальных этажах. В ЦУБ помогут с информацией о наличии свободных помещений в городских технопарках. В столице действует более 30-ти технопарков с различной отраслевой специализацией. Кроме того, если в начале своего бизнес-пути вам не требуется больших площадей, вы можете на срок от одного дня до 12 месяцев получить рабочее место в одном из шести коворкинг-центров ГБУ «Малый бизнес Москвы».

Шаг 3. Определиться с финансированием. Специалисты ЦУБ проконсультируют об источниках получения финансирования бизнеса на разных стадиях его развития, предложат предпринимателям посетить специальные образовательные программы и мероприятия, где выступают представители финансовых структур. Со стороны города сегодня осуществляются следующие виды финансовой поддержки, все подробности по ним предоставят в ЦУБ:

Шаг 4. Выход на рынок госзаказа. Москва уделяет значительное внимание защите интересов малого и среднего бизнеса при размещении госзаказа: 90% закупок осуществляется в электронном виде. Правительством Москвы был создан Портал Поставщиков – витрина городского заказа, где зарегистрирована 91 тыс. поставщиков, из них 70% — компании МСП, заключено 15 млн контрактов на 80 млрд рублей. На портале можно воспользоваться сервисом подписки на закупки определенной категории. Участники госзаказа также могут получить микрозаймы и гарантийную поддержку в уже названных выше фондах.

Читайте так же:  Действующие льготы по налогу на имущество для физических лиц

Источник: http://www.mos.ru/news/item/42835073/

Госпрограммы поддержки малого бизнеса – 2019

В этом году будет расширена имущественная поддержка малого и среднего бизнеса, а также внесены изменения в порядок кредитования по льготной ставке субъектов МСП. Также власти заинтересованы в том, чтобы расширить доступ субъектов МСП к финансовым ресурсам.

На какие конкретно меры поддержки государства может рассчитывать человек, открывший свой бизнес?

Субсидии от центра занятости

Если вы только планируете открыть свой бизнес, то первое, о чем вам нужно знать, — о существовании специальной программы Минэкономразвития по предоставлению субсидий малому и среднему предпринимательству на региональном уровне. В рамках этой программы центр занятости населения оказывает единовременную финансовую помощь в открытии собственного дела.

Сумма предоставляется в размере 12-кратной максимальной величины пособия по безработице. Ранее она составляла 58 800 руб. (из расчета, что размер пособия по безработице был 4900 руб.). Однако с 1 января 2019 года максимальный размер пособия вырастет с 4900 руб. до 8000 руб., поэтому и размер субсидии может увеличиться. Также предусмотрена единовременная финансовая помощь на подготовку документов: оплату госпошлины, совершение нотариальных действий при госрегистрации, приобретение бланочной документации, изготовление печатей, штампов, услуги правового характера, консультации. Так, например, в Московской области финансовая помощь на подготовку документов составляет 7500 руб.

Субсидия от центра занятости доступна гражданам, достигшим возраста 18 лет. Но чтобы ее получить, им необходимо встать на учет в центр занятости, то есть иметь статус безработного и получать пособие. Стоит также учесть, что субсидии дают не всем, поскольку их ограниченное количество, и выдаются они в начале финансового года (нужно постараться попасть в нужный период). Об этих и других тонкостях рассказывает Василий Пучков, заместитель директора регионального центра поддержки олимпиадного движения.

Грантовая поддержка

Такую меру господдержки обычно оказывают региональные власти. Грант предоставляется начинающему предпринимателю в форме субсидии единовременно, на безвозвратной и безвозмездной основах. Максимальная сумма, как правило, составляет 600 000 руб. Но в зависимости от региона условия получения грантов могут отличаться. Поэтому все детали лучше узнавать на местах. Деньги выделяются тем, чьи заявки прошли конкурсный отбор. В числе критериев отбора — сфера деятельности бизнеса, размер выручки, количество рабочих мест и др.

В 2019 году на особую поддержку государства по-прежнему могут рассчитывать начинающие фермеры. Размер гранта в рамках программы «Поддержка начинающих фермеров» может достигать 3 млн руб. Такую сумму, например, получают начинающие фермеры-животноводы в Подмосковье, если они специализируются на разведении крупного рогатого скота, а по 1,5 млн руб. предоставляется фермерским хозяйствам, работающим по другим направлениям. В фермерском хозяйстве, получившем такой грант, должно быть создано не менее одного рабочего места на каждый 1 млн руб. гранта.

В Татарстане на 2019 год сумма грантовой поддержки по программе «Начинающий фермер» будет выше — она составит до 5 млн руб. вместо прежних 3 млн. Так что условия и суммы стоит уточнять в каждом конкретном случае.

Кроме того, существуют гранты в размере до 30 млн руб. на развитие семейных животноводческих ферм.

В Санкт-Петербурге с 2015 года реализуется программа «Поддержка социального предпринимательства», в рамках которой возмещению подлежат затраты, связанные с уплатой арендных платежей и приобретением оборудования: аренда зданий, нежилых помещений, аренда оборудования и приобретение оборудования.

Чтобы узнать подробности получения грантов и субсидий, заходите на официальные государственные сайты, которые предоставляют информацию о мерах поддержки бизнеса. Так, например, на сайте Министерства экономики Республики Татарстан подробно расписаны все направления государственной поддержки. По Подмосковью такую информацию дает сайт Центра Развития Предпринимательства Московской Области. На сайте «Малый бизнес Кубани» приводится подробный список субсидий для предпринимателей, работающих на юге России.

Будет проще, если вы воспользуетесь поиском в разделе «Поддержка МСП в регионах» на Федеральном портале малого и среднего предпринимательства. Просто укажите в поиске регион — и вас автоматически перенесет на «местный» портал малого и среднего предпринимательства.

Федеральные программы поддержки бизнеса

Такой вид поддержки бизнеса можно разделить на программы от:

Его область интересов распространяется на реализацию программы по предоставлению субсидий из федерального бюджета для оказания господдержки субъектам МСП в регионах (в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.12.2014 № 1605 и ежегодно издаваемыми приказами Минэкономразвития).

Средства распределяются на конкурсной основе между регионами и выделяются на мероприятия, предусмотренные региональными программами, но при условии, что расходы софинансируются регионами.

Программа Минэкономразвития предполагает прямые и непрямые меры поддержки, на которые могут рассчитывать те, кто занимается производством товаров, разрабатывает и внедряет инновационную продукцию, специализируется на народно-художественных промыслах, осуществляет ремесленную деятельность, продвигает сельский и экотуризм, развивает социальное предпринимательство.

Эта организация занимается решением различного спектра задач, в числе которых оказывает финансовую, имущественную, юридическую, инфраструктурную, методологическую поддержку; организовывает различные виды сопровождения инвестпроектов и др.

Занимается государственной программой финансовой поддержки предпринимательства, предоставляя МСП прямые гарантии для получения банковских кредитов и помогая воспользоваться кредитными ресурсами при недостаточности залогового обеспечения.

Организация выступает в роли гаранта исполнения субъектами МСП своих кредитных обязательств, разделяя с банками риски, которые могут возникать в результате ухудшения финансового состояния заемщика. Гарантийные продукты доступны субъектам МСП, желающим получить кредиты в банках-партнерах МСП Банка.

  • Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере
Видео (кликните для воспроизведения).

Эта организация отвечает за развитие и поддержку малых предприятий в научно-технической сфере и непосредственно оказывает финансовую помощь целевым проектам. Особенно известна программа «Умник», ориентированная на поддержку талантливых молодых инноваторов. Но также есть программа для стартапов «Старт», разные предложения по поддержке предприятий «Развитие», «Интернационализация», «Коммерциализация».

Для агропромышленного комплекса предусмотрены различные меры государственной поддержки в 2019 году. Так, с 1 января 2017 года товаропроизводители, организации и ИП, осуществляющие производство, переработку и реализацию соответствующей продукции, могут обратиться в уполномоченный Минсельхозом России банк за краткосрочным или инвестиционным кредитом по ставке не более 5 %.

Читайте так же:  Заявление на получение инн физического лица, образец по форме 2-2 учёт

Также предусмотрены субсидии производителям сельскохозяйственной техники, субсидия на повышение продуктивности в молочном скотоводстве и др.

Откройте счет в Контур.Банке и пользуйтесь встроенной бухгалтерией и отчетностью. Корпоративная карта и электронная подпись — бесплатно. До 5 % на остаток.

Региональные программы поддержки

Чтобы узнать о программах поддержки субъектов РФ, воспользуйтесь специальным поисковым фильтром.

Подробнее о программах поддержки и условиях, на основании которых можно претендовать на помощь государства в развитии бизнеса, можно узнать на региональных порталах малого и среднего предпринимательства. Например, рязанский портал дает подробную информацию и по видам, и по формам, и по инфраструктуре поддержки.

Субсидии на возмещение процентов по кредиту

Бизнес может рассчитывать на компенсацию затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в кредитных организациях на поддержку и развитие деятельности, в том числе на обновление основных средств (за исключением кредитов, полученных для приобретения легковых транспортных средств).

Условия получения субсидии нужно уточнять в регионах. Например, в Москве они следующие:

  • организация соответствует критериям субъекта МСП;
  • организация или ИП зарегистрированы и осуществляют деятельность на территории Москвы, а продолжительность регистрации составляет не менее 6 месяцев до дня подачи заявки на предоставление субсидии;
  • срок просроченной задолженности по налогам, сборам и иным обязательным платежам на день подачи заявки не превышает одного месяца;
  • отсутствуют незавершенные договоры на предоставление субсидии из бюджета города Москвы на день подачи заявки;
  • отсутствуют нарушения договорных обязательств, обеспеченных за счет средств бюджета города Москвы;
  • имеется кредитный договор с кредитной организацией, включенной в перечень кредитных организаций, отобранных в установленном порядке акционерным обществом «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства», и заключившей с Департаментом науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы соглашение о сотрудничестве, либо получило одобрение кредитной организации на выдачу кредита.

В 2019 году государство выделит банкам 7,2 млрд руб. на льготные займы для предпринимателей, таким образом увеличив субсидии из бюджета на программу льготных кредитов для некрупного бизнеса в приоритетных отраслях в 11 раз. Это предусмотрено в проекте федерального бюджета на 2019 год и последующие 2020–2021 годы. Общая сумма расходов на ближайшие 6 лет составит 190,9 млрд руб.

Предложение заключается в том, чтобы выдавать малому и среднему бизнесу на проекты в приоритетных отраслях кредиты по ставке 6,5 %. Оно будет распространяться на такие отрасли, как сельское хозяйство, строительство, транспорт, связь, туристическая деятельность, обрабатывающие производства, производство электроэнергии, газа и воды, здравоохранение, сбор, обработка и утилизация отходов, отрасли, в которых реализуются приоритетные направления развития науки, технологий и техники.

Согласно правилам, разницу с рыночными ставками (3,1 % по кредитному договору для среднего бизнеса и 3,5 % — для малого бизнеса) банкам возмещает бюджет. В 2019 году, благодаря нововведениям, льготное кредитование будет осуществляться более чем на 200 млрд руб.

Поддержка малого бизнеса: изменения в 2019 году

Летом 2018 года президент подписал Федеральный закон от 03.07.2018 № 185-ФЗ, который расширяет имущественную поддержку малого и среднего бизнеса. Этот закон устанавливает бессрочное право выкупа арендуемого государственного и муниципального имущества и возможность использования земельных участков при оказании имущественной поддержки субъектам МСП.

Также незадолго до 2019 года было представлено Постановление Правительства от 10.10.2018 № 1212. Документ вносит изменения в правила предоставления субсидий из федерального бюджета кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным субъектам МСП по льготной ставке.

Согласно документу, максимальная сумма кредита, выдаваемого субъекту МСП на инвестиционные цели по льготной ставке, снижена с 1 млрд руб. до 400 млн руб. Но максимальный размер суммарного объема кредитов, которые могут быть выданы одному заемщику, по-прежнему составляет 1 млрд руб. Изменения внесены для того, чтобы банки могли предоставлять кредиты большему количеству субъектов МСП.

Кроме того, важно упомянуть Распоряжение Правительства от 26.11.2018 № 2586-р, в котором говорится о проекте федерального закона, вносящем изменения в ст. 25 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Этот законопроект подготовлен для реализации национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», который предусматривает расширение доступа субъектов МСП к финансовым ресурсам, в том числе к льготному финансированию.

Когда законопроект будет принят, то гарантийная поддержка, оказываемая АО «Корпорация МСП» субъектам МСП, будет расширена. Это коснется компаний, работающих в высокотехнологичных отраслях, стартапов, сельскохозяйственных кооперативов, быстрорастущих инновационных компаний и субъектов МСП, реализующих проекты на территории Дальневосточного и Северо-Кавказского федеральных округов и в моногородах.

Источник: http://kontur.ru/articles/4710

Поддержка и стимулирование малого бизнеса государством

РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В РАЗВИТИИ МАЛОГО БИЗНЕСА

Исаян Ануш Вагиковна

студентка 2 курса, факультет “Инновационный бизнес и менеджмент” ДГТУ,

Махнева Марина Борисовна

студентка 2 курса, факультет “Инновационный бизнес и менеджмент” ДГТУ,

Землякова Наталья Сергеевна

научный руководитель, канд. экономических наук, доцент кафедры “Финансы и кредит” ДГТУ, г. Ростов-на-Дону

В настоящее время существует необходимость в стимуляции малого бизнеса, который является одним из условий завершения рыночногопреобразования экономики государства, этим и обусловлена актуальность данной статьи.
Решением задач, возложенных на малый бизнес, занимается, в первую очередь, орган законодательной и исполнительной власти, фонды поддержки малого предпринимательства и местного развития, инновационные и технологические центры и др.
Состояние малого бизнеса в России носит двойственный характер – существует множество предпосылок для дальнейшего благополучного развития: законы о поддержке малого предпринимательства государством, государственные агентства, фонды и т.п., но состояние малого бизнеса оценивается как весьма неудовлетворительное. Россия занимает далеко не первое место среди других стран.
Чтобы нейтрализовать выявленные противоречия, следует в полной мере реализовать потенциал малого бизнеса, стимулируя различные сферы современного общества.
В данной работе мы определили целью роль государства в развитии малого бизнеса, поставив следующие задачи:

    1. Определить эффективные формы поддержки государства;
    2. выявить возможные пути активизации роли государства в малом бизнесе.
Читайте так же:  Подача на алименты за 3 года

В РФ к субъектам малого предпринимательства следует относить коммерческие организации, потребительские кооперативы, ИП, фермерские хозяйства. Наиболее важным преимуществом МП в условиях современного рынка является гибкая реакция на изменения спроса: возможность в короткие сроки мобилизовать свои ресурсы и возможности.

Также существуют следующие преимущества МП:

    1. Оно не связано обширной производственной программой, разработанной на перспективу;
    2. нет необходимости в большом количестве сотрудников, которые требуют непростых навыков управления;
    3. нет акционеров, которые ожидаютдивиденды от вложенного капитала;
    4. легче перестроить стратегию на рынке, если будет найдена новая «ниша», управлять ценами на свою продукцию и др.

Существуют следующие цели государственной политики по развитию малого бизнеса: создание подходящих условий для веденияплодотворного бизнеса; расширения сферы влияния в формировании ВВП, ВРП и др.
Формы государственной поддержки:

    1. Правовые, экономические и организационные.
    2. Различаются формы материального или морального характера.
    3. Подразделяются на прямые и косвенные формы.

В РФ существуют особые режимы налогообложения, облегчённые правила ведения налогового и бухгалтерского учётадля малых предприятий и т.д.
Выделяются следующие виды поддержки МСП:

    1. Финансовая совершается в соответствии с законодательством РФ за счет предоставления субсидий, бюджетных инвестиций и т.д.
    2. Информационная совершается в виде создания различных информационных систем.
    3. Консультационная совершается в виде создания особых организаций, предоставляющих услуги консультирования, а также предоставляется информация о программах по поддержке бизнеса.
    1. В области инноваций и промышленного производства;
    2. в области ремесленного дела;
    3. субъектов, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность;
    4. субъектов, осуществляющих с/х деятельность.

Одну из важнейших позиций для продуктивного развития малого бизнесазанимает финансово-кредитнаяи поддержка в виде инвестирования.
Требуется развивать следующие формы финансовой поддержки:

    1. Франчайзинг;
    2. лизинг;
    3. венчурное инвестирование;
    4. микрокредитование;
    5. снижение налоговой нагрузки на предприятия малого бизнеса.
    1. Меры по имущественной поддержке МП;
    2. повышение квалификации кадров для МП;
    3. стимулирование спроса на товары и услуги МП;
    4. сокращение налоговой нагрузки;
    5. устранение административных барьеров и др.

Для развития инновационной деятельности МП необходимы:

    1. Меры по формированию современной нормативно-правовой базы для стимулирования инновационной деятельности предпринимательских структур.
    2. Оптимальные условия для развития МП:
      • Снизить пошлины на оборудование;
      • решить таможенные проблемы;
      • ввести льготы по налогам, по потреблению электроэнергии и аренде помещений.
    1. Подготовки квалифицированных руководителей и специалистов в разработке и реализации инновационных проектов.
    2. Эффективные финансирования инновационного бизнеса:
      • Разработка новых венчурных программ финансирования;
      • создание инженерно-технических центров;
      • поддерживающие МП бизнес-инкубаторы.

Развитие возможностей МПв полной мере зависит от государства, для этого необходимо сформировать надлежащие социальные, экономические, правовые, политические и др. условия. Решение данной задачи возможно лишь при создании на федеральном, региональном и муниципальном уровнях целостной инфраструктуры поддержки и развития МП, выделения соответствующих финансовых, организационных и других ресурсов.

Список литературы:
1. Ибадова Л.Т. Финансирование и кредитование малого бизнеса в России: правовые аспекты. – М.: ВолтерсКлувер, 2006. – 258 с.
2. ГорфинкельВ.Я., ПолякГ.Б., ШвандарВ.А. Предпринимательство: учеб.для вузов.– 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010 – 735 с.
3. Чепуренко А.Ю. Малый бизнес в рыночной среде. – М.: Издательский дом Международного университета в Москве, 2006. – 324 с.

Источник: http://sibac.info/studconf/econom/xxxviii/46276

Виды и программы государственной поддержки малого бизнеса

В 2019 году Правительство РФ продолжает осуществлять помощь малому и среднему бизнесу за счет федеральных и региональных программ.

Но что это за программы? Какие направления в бизнесе являются приоритетными?

Какими законами это все регулируется?

Законодательное регулирование

В 2019 году имеется множество законодательных актов, которые регулируют вопрос получения финансовой поддержки не только предприятиям, но и физическим лицам.

Основным законом все-таки принято считать Федеральный закон № “О развитии малого и среднего бизнеса на территории Российской Федерации” от 24 июля 2007 года.

При этом не стоит забывать о самом Постановлении Правительства РФ и постановлении Министерства экономического развития. Правительство РФ в своем постановлении гарантирует оказание финансовой поддержки малому бизнесу, в свою очередь как постановление Министерства экономического развития регулирует вопрос предоставления финансовой помощи.

Основной целью программы поддержки является развитие малого бизнеса во всех регионах Российской Федерации, тем самым повышая уровень жизни граждан вне зависимости от сложившейся неблагоприятной экономической ситуации в стране.

Организация системы поддержки государством малого и среднего бизнеса

На сегодняшний день существует несколько разновидностей оказания помощи предпринимателям малого и среднего бизнеса.

Таким образом, организационная система поддержки может быть:

  • финансовой – денежное оказание помощи для предпринимателей малого и среднего бизнеса;
  • имущественной – вид помощи, который заключается в предоставлении прав на пользование государственным имуществом. К примеру: предоставление земельных участков, различных строений и так далее;
  • информационной – помощь заключается в виде формирования не только федеральных, но и региональных информационных систем, в том числе и определяется целесообразность их функционирования;
  • консультационной – помощь предоставляется в виде обучающих курсов, на которых оказывают консультации по правильности направления развития бизнеса, в том числе и целесообразности его создания в той или иной области;
  • оказание помощи в подготовительной сфере – разработка и внедрение программ, которые направлены в первую очередь на подготовку, переподготовку либо же вовсе повышение квалификации сотрудников, которые работают в малом бизнесе и являются весьма ценными сотрудниками.

Приоритетные направления бизнеса для государства

По мнению Правительства, наиболее приоритетными направлениями в малом и среднем бизнесе, которым в первую очередь необходимо оказывать поддержку является сельскохозяйственная продукция, точнее, ее переработка и само производство.

Помимо этого, приоритетными являются:

  • производство продовольственных и промышленных товаров народного спроса;
  • области здравоохранения;
  • оказание бытовых, коммунальных и прочих услуг;
  • область строительства;
  • сфера инновационных технологий.

Но при этом для каждого конкретного региона принимаются во внимание изначально приоритетные направления. Если говорить простыми словами, то приоритетным направлением является наиболее уязвимая область каждого конкретного региона.

Если говорить о конкретных направлениях предпринимательской деятельности, в которых можно гарантировать себе получение помощи от государства, то речь идет:

  • область жилищно-коммунальных услуг (к примеру: цех по переработке отходов);
  • осуществление деятельности в сфере науки и техники;
  • сфера торговли и сопутствующего сервиса;
  • предоставление транспортных услуг;
  • деятельность в сфере переработки древесины;
  • осуществление предпринимательской деятельности в сфере пищевой промышленности (изготовление продуктов питания);
  • предоставление маркетинговых и рекламных услуг.
Читайте так же:  Налоги ип с работниками и без работников

Если предприниматель, работающий в малом либо среднем бизнесе, осуществляет трудовую деятельность в одном из этих направлений, он может гарантированно получить помощь от государства.

Центры и фонды по поддержке малого бизнеса

Для обеспечения полноценной работы и развития малого и среднего бизнеса на территории РФ в 2019 году государство предлагает обращаться за помощью в специализированные центры и фонды, которые в свою очередь должны оказывать всяческое содействие.

Для получения грантов индивидуальным предпринимателям необходимо обращаться непосредственно к органам местного самоуправления.

Если говорить о приоритетных категориях граждан, то к ним можно отнести:
  • граждане, у которых имеется любая группа инвалидности;
  • многодетные семьи;
  • граждане в возрасте до 32 лет;
  • безработные.

По составленному заявлению предпринимателя соответствующая комиссия рассматривает вопрос о том, нужна ли конкретному предпринимателю поддержка или он сможет обойтись без нее.

Если говорить о самих центрах и фондах, которые оказывают помощь, то они следующие:

  • гарантийные фонды;
  • венчурные фонды;
  • МФЦ;
  • центры занятости населения.

Рассмотрим каждый из них по отдельности.

Гарантийные фонды

Эти фоны в первую очередь созданы для того, чтобы с их помощью любой предприниматель мог получить финансовую помощь. Если говорить простыми словами, фонд является гарантом того, что выделенные государством деньги будут потрачены целенаправленно.

Данный фонд, в любом региона Российской Федерации формируется из местного и государственного бюджета.

Венчурные фонды

Данные фонды предназначены для оказания помощи в наиболее актуальной сфере современности. Средства из этих организаций направляются исключительно в сферу инновационных технологий.

Сразу необходимо брать во внимание, что средства в нем получить не так уж и просто. Необходимо пытаться всеми силами доказать факт целесообразности новшества и предоставить отличный бизнес-план, который подтверждает слова предпринимателя.

В случае каких-либо погрешностей либо же сомнений просьба о финансовой поддержке будет сразу отклонена.

Многофункциональные центры являются универсальными учреждениями, которые оказывают помощь не только предпринимателям, но и всем гражданам нашей страны.

Любой предприниматель, который работает в сфере малого либо среднего бизнеса вправе обратиться в один из таких центров и проконсультироваться по вопросу возможного государственного финансирования его бизнеса.

Для этого необходимо предоставить финансовую отчетность бизнеса и предоставить план дальнейшего его развития.

Центры занятости населения

Этот центр в первую очередь способен оказывать финансовую помощь в реализации своих идей безработным гражданам, у которых имеется на руках бизнес-план.

Безработным достаточно обратиться со своим бизнес-планом в соответствующий отдел центра занятости и изъявить желание о начале предпринимательской деятельности.

После этого создается специальная комиссия, и после положительного ответа безработный получает финансовую помощь для реализации своих бизнес идей.

Перечень федеральных программ

В 2019 году существует немало федеральных программ, которые направлены на оказание помощи малому и среднему бизнесу.

Рассмотрим эти программы по отдельности.

Программа поддержки “Умник”

Эта федеральная программа направлена на поддержку молодых предпринимателей в возрасте до 30 лет.

По условию программы, любой предприниматель имеет право получить финансовую помощь в размере до 500 000 рублей.

Но также необходимо учитывать, что приоритетным направлением по программе является сфера инновационных технологий.

Программа “Старт”

Данная программа является своего рода уникальной, поскольку финансирование осуществляется в течение нескольких лет в 2 этапа.

Первый этап финансирует государством в размере 2,5 миллионов рублей.

На втором этапе предприниматель должен отыскать инвестора, который профинансирует его работу на сумму 2,5 миллиона рублей. Простыми словами, 50% оплачивает государство, остальные 50% – инвестор.

“Развитие”

“Развитие” – программа, с помощью которой есть возможность получить на развитие своего малого либо среднего бизнеса финансовую помощь размером до 15 миллионов рублей.

При этом необходимо убедить государство в том, что будет не только произведена модернизация бизнеса, но и созданы дополнительные рабочие места.

“Интернационализация”

По этой программе ключевую роль играет не сколько финансовая часть помощь, сколько факт того, что малому либо же среднему бизнесу, который ориентирован на работу с зарубежными партнерами, предоставляется уникальная возможность получить зарубежных партнеров в случае удовлетворения их требований по качеству готовой продукции.

Деньги, выделяемые по этой программе, должны быть использованы на улучшение качества своей продукции и дальнейшего продвижения за рубежом.

Федеральная программа “Коммерциализация”

Сумма финансовой помощи может варьироваться, четкого размера нет. Эта программа позволяет расширить производство за счет увеличения мощностей производства.

По завершению этого процесса в обязательном порядке должно увеличиться количество рабочих мест.

“Кооперация”

По этой федеральной программе малый и средний бизнес имеет право рассчитывать на получение порядка 20 миллионов рублей.

Согласно условиям программы средства должны быть потрачены на улучшение качества товаров либо услуг, что в конечном итоге позволит соединить малый и средний бизнес с крупными промышленными производствами нашей страны воедино.

Региональные особенности

Данное взаимодействие может выражаться в создании так называемых бизнес-инкубаторов, гарантийных фондов и другого вида стимуляции организаций, трудовая деятельность которых, в первую очередь, ориентируется на экспорт.

Помимо этого не стоит забывать о том, что в регионах осуществляются различные комплексные программы, которые направлены на стимулировании деятельности предприятий.

Подобные программы в каждом регионе индивидуальны и направлены, в первую очередь, на выделение финансовой помощи на:
  • развитие и приобретение разнообразного оборудования;
  • поддержку компаниям, занимающимся инновационными технологиями;
  • разработку и формирование технопарков;
  • разработку и формирование стартапов;
  • повышение энергоэффективности различных промышленных предприятий;
  • реализацию программ по повышению уровня квалификации обслуживающего персонала.

Пример государственной поддержки бизнеса в Ярославской области представлен в следующем видеосюжете:

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://posobie-help.ru/subsidii/business/programmy-gosudarstvennoj-podderzhki.html

Поддержка и стимулирование малого бизнеса государством
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here