Нет — льготам, да — монетизации

Нет — льготам, да — монетизации .

Это сегодня деньгами, выдаваемыми взамен проездного билета, никого не удивишь. Но еще 11 лет назад аналогичное предложение, сделанное на официальном уровне, вызвало настоящий шок. Поднимались бунты, митингующие осаждали ведомственные приемные, перекрывали магистрали и устраивали многочисленные забастовки. Кто бы мог тогда подумать, что монетизация льгот будет всерьез и надолго. О прошлых победах и поражениях — глазами современника.

Уже история

Лето. 2004 год. Первые слухи о грядущей реформе лавиной обрушились на ни в чем не повинных граждан. В вместе с ними — и первые результаты: серия крупномасштабных протестов среди «федеральных льготников» — пострадавших и ликвидаторов Чернобыльской катастрофы, ветеранов, пенсионеров и инвалидов. Их можно понять: власти всерьез решили отменить льготы на транспорт и лекарства, а взамен назначить денежную компенсацию. Даже название этому беспределу придумали романтичное и загадочное: монетизация.

Что было дальше — известно. Закон подписали 22 августа. Вместе с ним граждан, имеющих права на льготы, поделили по географическому принципу. Из федерального бюджета разрешили платить только за «самых-самых»: героев, ветеранов войны, инвалидов и чернобыльцев. Всех остальных с денежного довольствия сняли и перепоручили местным властям — мол, хотите — отменяйте льготы и назначайте эквивалент , не хотите — оставляйте все как прежде. Тем, кто монетизацию провел вслед за центром собирались вернуть до 40% стоимости реформы в виде субвенций.

Несмотря на различные инициативы, в первоначальной версии закона №122-ФЗ в народе более известному как «закон о монетизации», замену льгот деньгами произвели только по трем направлениям:

  • льготы на проезд в городском общественном транспорте;
  • льготы по санаторно-курортному обслуживанию;
  • льготы на покупку медикаментов по рецептам врачей.

Деньги под проект приготовили немаленькие — почти 172 млрд. рублей. Но их не хватило.

Реформа, которую латали на ходу

Надо сказать, что реформа по отмене социальных льгот имела под собой немало социально-экономических предпосылок. Как гриб после дождя, монетизация льгот 2004 года выросла на весьма благодатной почве: многолетних массовых злоупотреблениях служебным положением и повсеместном хищении средств из госбюджета.

К началу двухтысячных стало ясно, что существовавшая со времен СССР система натуральных льгот себя изжила. Жители села, которые не пользовались общественным транспортом и не ездили на курорты, фактически оставались без всякой господдержки. В свою очередь городские льготники были вынуждены годами стоять в очередях на получение обещанной им по закону льготы. Да и бюджету приходилось несладко: в какой-то момент между обещаниями и фактическими финансовыми возможностями разверзлась огромная пропасть.

Плохо было всем. Однако столь необходимая стране реформа не дала нужного результата.

Все пошло наперекосяк с самого начала. В первых числах января 2005 года перестали действовать проездные билеты на транспорт, а денежный эквивалент льготникам стали выплачивать только к началу февраля. Пенсионеры и ветераны труда, чья судьба в отличие «федеральных льготников» теперь оказалась в руках муниципалитетов, результате монетизации льгот остались вообще без всякой поддержки. Бюджеты регионов, даже таких крупных как Москва и Санкт-Петербург, были попросту не готовы взять на себя дополнительные обязательства.

Но самое большое разочарование было в том, что компенсация, выплачиваемая теперь вместо реальных услуг, была не соразмерна постоянно растущим тарифам на проезд и лекарственные препараты. Военные, проходящие службу в отдаленных регионах, теперь не могли позволить себе ни съездить в отпуск, ни слетать к родным. Стоит ли удивляться тому, что по всей стране волной прокатились митинги и забастовки?

Дабы снизить народное недовольство и предотвратить провал реформы, было решено на месяц раньше провести индексацию зарплат военнослужащих и пенсий. Дополнительными денежными вливаниями пришлось помогать регионам. Как сказал Яшин Е., научрук ВШЭ: «костер монетизации пришлось заливать деньгами». Впрочем, несмотря на большие затраты, реформа устояла, и к концу 2005 года общественность худо-бедно успокоилась.

11 лет спустя

Сегодня о том, как проводилась монетизация льгот в России уже забыли. Лет через десять школьники будут изучать ее на уроках истории. Денежные компенсации прочно вошли в нашу жизнь, а закон №122-ФЗ от 22.08.04 г. ежегодно претерпевает хотя бы одну редакцию. Всего таковых за 11 лет набралось 67. Последняя — в мае 2015-го.

Оглядываясь назад, многие, некогда ярые противники монетизации, соглашаются: «монетизация была необходима». Впрочем, после этого добавляют, мол, можно было бы выбрать время и поудачнее, да и подготовиться не мешало бы получше.

В 2015 году федеральные льготники по-прежнему могут выбрать получать ЕДВ полностью, а могут частично заменить его набором социальных услуг. В наборе как всегда — транспорт, лекарства и путевки в санаторий. Вот только теперь можно самому выбрать, какие льготы монетизировать. Как же этого не хватало в 2005 году.

Ветеранам труда большая часть регионов тоже решила выплачивать месячную компенсацию. Правда размер ее небольшой даже сегодня — всего-то 500-700 руб. + индексация. Пенсионерам часть льгот оставили в натуральной форме, а обязательную часть (коммунальные платежи, лекарства и проезд) назначили в виде скидок и компенсаций.

Конечно, не все гладко. Особенно в свете развернувшейся войны на Украине и очередного финансово-экономического кризиса. Однако на вопрос «не стоит ли провести демонетизацию?» большая часть политиков отвечает отрицательно. Очень уж жалко деньги, брошенные на укрепление реформы. Хотя, кто его знает.

Источник: http://creditnyi.ru/ligoty-pensioneram/monetizaciya-ligot-289/

Правила монетизации льгот

Граждане, относящиеся к категории льготников, имеют право по своему желанию отказаться от госпомощи в виде пакета услуг в пользу денежных средств. В результате монетизации льгот можно прибавить к пенсии определённую сумму, начисляемую каждый месяц. О том, какие льготы подлежат монетизации, а также о законодательных нормах и особенностях инициации данного процесса рассказываем в рамках данного материала.

Законодательное регулирование вопроса

«Монетизация льгот» как определение подразумевает возможность отказаться от социальных услуг и получить взамен денежную компенсацию. Регулируется рассматриваемый вопрос ФЗ №122. Этот документ даёт представление о том, что льготники, которые по тем или иным причинам не нуждаются в предоставляемых преференциях в натуральном виде, обеспечиваются надбавкой к пенсионным выплатам.

Что касается услуг, по которым положена компенсация, они представлены в ФЗ №178 (редактирован в ноябре 2015 года и дополнен изменениями в декабре того же года). Согласно данному закону к монетизируемым относится три вида льгот. Подробнее они представлены дальше.

Общие льготы, которые можно монетизировать

Итак, компенсировать денежными средствами льготные категории граждан могут:

— проезд на транспорте;

Кроме того, допускается монетизация преференций по оплате за коммунальные услуги. Примечательно, что данная инициатива вызвала у граждан неоднозначную реакцию по причине в большинстве случаев недостаточного информирования и убеждения, что данное нововведение является обманом. Как бы там ни было, можно изначально оплачивать КУ в полном объёме, а затем обратиться в соцзащиту за назначением компенсации.

Читайте так же:  Рефинансирование кредитов материнским капиталом

Монетизация льгот пенсионерам

На федеральном уровне граждане, достигшие пенсионного возраста, не имеют как таковых льгот, но руководители регионов вправе внедрить свои преференции с учётом местных законодательных норм. Например, в регионе могут реализовываться такие преференции, как:

— скидка на оплату КУ;

— бесплатный проезд в общественном транспорте (частные такси и маршрутки исключаются);

— возможность купить необходимые лекарства по сниженной цене и тд.

Подчеркнём ещё один важный момент: хотя на уровне разных регионов набор услуг может отличаться, пенсионеру дана возможность отказаться от преференций в полном объёме или частично.

Монетизация НСУ инвалидам

В зависимости от группы инвалидности перечень льгот, как правило, имеет некоторые отличия. К примеру, 1 группа позволяет монетизировать следующие соц. услуги:

— передвижение в городском транспорте на безвозмездной основе;

— предоставление стандартных протезов, ортопедической обуви;

— бесплатная путёвка для санаторно-курортного лечения;

— оплачиваемые государством лекарства по рецепту;

— проезд в санаторий (и обратно) для оздоровления;

— протезирование зубов в госклиниках.

При 2 группе инвалидности список льгот, по праву подлежащих монетизации, состоит из:

— перемещения в общественном транспорте (преференция не распространяется на частных извозчиков — такси, маршрутки);

— бесплатный проезд в обе стороны, если речь идёт о прохождении курса лечения в санатории;

— безвозмездное зубное протезирование в мед. Учреждения государственного уровня;

— ежегодная путёвка за счёт государства по рекомендации врачей;

— возможность купить ортопедическую обувь с 50% скидкой.

Наконец, инвалиды 3 группы могут отказаться в пользу денег от преференций, позволяющих получить:

— скидки до 50% на воздушный, ЖД- транспорт или другой вид;

— лекарства, стоимость которых снижена на 50% (если инвалид не работает);

— списание половины суммы на ортопедическую обувь в случае, если есть врачебные предписания.

Льготы и их монетизация для детей-инвалидов

Здесь действует право замены на денежную доплату следующих услуг социального плана:

— бесплатная выдача по рецепту медикаментов;

— передвижение в метро и общественном транспорте без взимания платы;

— государственное обеспечение инвалидными колясками и других технических средств, оборудования, требуемых ребёнку-инвалиду для жизни.

Монетезируемые льготы ветеранам труда

Граждане из данной категории по желанию вправе воспользоваться или отказаться от таких преференций:

— скидка на КУ и уменьшение оплаты жилплощади на 50%;

— протезирование зубов за гос. счёт;

— безоплатное перемещение в городском транспорте, не считая частников (такси и маршрутки);

— лечение в государственной больнице на безвозмездной основе;

— минус 50% от стоимости билетов на поездку ЖД-транспортом с сентября и до мая включительно.

Монетизация соцпакета для ветеранов боевых действий

Льготники из этой категории могут бесплатно:

— получить лечение в военном госпитале;

— осуществить протезирование конечностей.

Если есть желание, указанные и другие возможные региональные льготы ветеран вправе заменить на денежную выплату.

Монетизация социальных услуг для матерей-одиночек

В пакет льгот, по которым допускается денежная компенсация, входят:

— бесплатные лекарства для детей (до 3 лет);

— ежегодные безвозмездные путёвки в детские лагеря;

— не оплачиваемый матерью-одиночкой проезд в городском транспорте кроме таки или маршруток.

НСУ и его компенсация многодетным семьям

Обладатели данного статуса по своей инициативе способны отказаться в пользу денег от:

— скидки на коммунальные услуги;

— безвозмездно выдаваемых для детей от 7 лет путёвок в детский лагерь;

— безоплатное перемещение в метро и наземном транспорте (общественном) для одного из родителей и его детей.

Несколько правил оформления монетизации НСУ

Прежде всего, стоит принять во внимание, что отказ от соцпакета и его замена доплатой возможны один раз в год.

Второе, что нужно учесть — факт перевода фиксированной суммы каждый месяц дополнительно к финансовому обеспечению льготника.

Где оформить монетизацию льгот?

Гражданин, относящийся к получателям НСУ, в случае желания отказаться от натуральных льгот обязан подать соответствующее заявление в Пенсионный Фонд по месту жительства.

Какие документы необходимы при отказе от соцпакета?

Законодательно зафиксирован основной список бумаг, ориентируясь на который заявитель должен подготовиться к оформлению замены соц. услуг денежной выплатой. Чтобы обеспечить себе компенсацию, льготник кроме упомянутого ранее заявления предоставляет:

— свой паспорт (не забыв о копии);

— пенсионное страховое свидетельство (плюс копия);

— удостоверение в качестве подтверждения, что обратившийся имеет право пользоваться льготами.

Если потребуется, сотрудникам ПФР нужно будет предоставить дополнительные документы (например, в зависимости от причин отказа и тд).

Что нужно указывать в заявлении?

Несмотря на то, что заявление заполняется вместе с сотрудником ПФР, не помешает иметь представление о содержащихся в нём сведениях. В документе не допустимы ошибки и помарки, а его стандартный вариант состоит из следующих пунктов:

— наименование гос. органа, куда подан запрос на монетизацию;

— инициалы претендента на компенсацию;

— НСУ, которые требуется заменить деньгами;

— дата составления заявления и подпись.

Сроки подачи документации

Компенсация за соцпакет будет выплачиваться в том случае, если требуемый процесс оформления состоялся до 1 октября текущего года. При этом доплата начнёт поступать льготнику со следующего календарного года и начисления не прекратятся в течение 12 месяцев. Если заявитель обратился в ПФР позднее, то есть после указанного срока, сотрудники фонда откажут в оформлении монетизации.

Напомним, что компенсировать можно как весь НСУ, так и его часть. То есть возможен, например, отказ от путёвки и проезда до санатория с сохранением при этом преференции в виде обеспечения бесплатными лекарствами и оздоровления в государственных медучреждениях. Проще говоря, льготник самостоятельно выбирает набор услуг, которые будут монетизированы.


Источник: http://doorinworld.ru/stati/pravila-monetizatsii-lgot

Нет — льготам, да — монетизации …

Система льгот возникла в советское время, когда действовала система социальных гарантий, характерная для государственной экономики. Льготы являлись поощрением определённых (сравнительно немногочисленных) категорий граждан, имеющих особые заслуги перед страной. В 1980—1990-е годы количество льгот было резко расширено, а сами льготы превратилась в систему социальной поддержки населения в условиях инфляции и отсутствия денег в госбюджете. Многие льготы так и не были реально обеспечены, а количество формальных льготников превысило половину населения страны.

Система льгот способствует хищению госсредств и коррупции. Например, в сфере лекарственного снабжения были налажены каналы получения госсредств за бесплатный отпуск лекарств льготникам, при этом реальный отпуск лекарств осуществляется на гораздо меньшую сумму (в том числе за счет отказа обслуживать льготников). Высокая себестоимость транспортных услуг, причиной которой зачастую является коррупция, оправдывается заинтересованными чиновниками обслуживанием льготников. В санаторно-курортном обслуживании ветеранов имелись массовые злоупотребления; рядовые ветераны не получают этой услуги или вынуждены находиться в многолетних очередях.

Льготы в сфере проезда на транспорте приводят к деградации муниципального транспорта, поскольку люди, больше всего пользующиеся транспортом, стремились получить эту льготу и в результате больше половины поездок не оплачивалось. Одновременно отсутствие данных о реально оказанных услугах льготникам позволяют в ряде случаев с помощью коррупции выбивать непропорционально высокие дотации для муниципальных и даже частных транспортных компаний. Помимо муниципального транспорта, льготы оказывают негативное влияние на железные дороги, которые теряют на этом 6 млрд руб. в год, что сказывается на состоянии железнодорожной инфраструктуры.

Читайте так же:  Прерывания работы устройства

Система льгот несправедлива к тем, кто льготами не пользуется, например, жителям деревень. Монетизация устраняет несправедливость неравномерного доступа к льготам, а льготники получают возможность потратить деньги по своему усмотрению.

Наличие льгот сдерживает проведение реформ в сфере транспорта, ЖКХ и естественных монополий. Введение конкурентных отношений на соответствующих рынках затруднено до тех пор, пока остается неясным, кто будет оплачивать льготы. Привлечение частных инвестиций в сферу транспорта, ЖКХ и естественные монополии затруднено, так как инвесторы не уверены в полной оплате услуг всеми потребителями (а значит в окупаемости инвестиций).

Основные положения монетизации льгот

Федеральная монетизация касается только «федеральных льготников» (инвалиды, военнослужащие, участники ВОВ и некоторые другие — 14 млн чел.). Монетизированы три вида льгот — транспорт (проезд на городском транспорте и пригородных электричках), лекарства и санаторно-курортное лечение. Отмену льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг правительство отложило на период после выборов 2008 г.

На замену льгот денежными компенсациями (для «федеральных льготников») в бюджете 2005 года было предусмотрено 171,8 млрд рублей. Реально была потрачена существенно бо́льшая сумма.

В пакете законов о монетизации было предусмотрено ежемесячно выплачивать для замены льгот инвалидам первой группы с детства — 1,4 тыс. рублей, второй группы — 1000 руб. и третьей группы — 800 рублей, «чернобыльцам» — 1700 руб., донорам — 500 руб., героям Великой Отечественной войны — 3,5 тыс. рублей, участникам войны — 1,5 тыс. рублей, блокадникам — 1,1 тыс. рублей, инвалидам войны — 2 тыс. рублей.

Эти выплаты заменяли право на бесплатный проезд в городском и пригородном транспорте, бесплатные лекарства и санаторное лечение. В первоначальных предложениях Минфина число льгот, подлежащих денежной замене, было более десяти.

Для «региональных льготников» (ветераны труда, пенсионеры и др. — 20-30 млн чел.) субъекты федерации могли либо провести аналогичную монетизацию, либо сохранить натуральные льготы. Но при этом регионы должны были оплачивать транспортным предприятиям и другим поставщикам те услуги, которые предоставляются льготникам. Федеральный центр декларировал выплату регионам до 40 % соответствующих компенсаций в случае проведения монетизации.

Принцип разделения льготников на федеральные и региональные был прост: тот, кто выдает гражданам право на льготы, тот и оплачивает их из своего бюджета.

Протесты

29 июля 2004 в Москве произошёл митинг протеста «чернобыльцев» против предстоящей монетизации льгот. 2 августа акции протеста прокатываются практически по всей стране, радикальная Национал-большевистская партия проводит громкую акцию по захвату приёмной Министерства здравоохранения.

Коммунистическая оппозиция резко выступает против предстоящей реформы, назвав её антинародной.

Практическое воплощение «монетизации льгот» в жизнь с января 2005 года вызвало широкомасштабные акции протеста, прокатившиеся практически по всей стране [1] . Основной движущей силой протестов стали пенсионеры. Широкий размах протесты приняли в крупнейших городах. Мэр Москвы Юрий Лужков смог изыскать средства по финансированию льготы из городского бюджета.

Вместе с тем, второй город страны, Санкт-Петербург, не обладал такими финансовыми ресурсами. Наибольшие по масштабу акции протеста прокатились именно по этому городу, что повлекло за собой по крайней мере одну человеческую жертву. Протестующими были перекрыты важнейшие магистрали — Невский и Московский проспекты. Одна из машин сбила пенсионера.

В течение января-февраля ряд оппозиционеров всех без исключения категорий политического спектра попытались присоединиться к протестным настроениям, и возглавить их.

Отношение либеральной оппозиции и западной прессы к событиям осталось двояким; с одной стороны, они безусловно поддержали саму идею реформы. С другой, по мере разрастания протестов, поддержали и их.

Однако, в целом, протесты остались неконтролируемыми, и требования пенсионеров заключались, в основном, в отмене закона № 122 о монетизации льгот. Замеченные политические лозунги носили, как правило, коммунистический характер, часто выдвигались требования реставрации СССР, с его уровнем цен, и социальной политикой. Появлялись и такие лозунги — «Народу — электричество, Чубайсу — электрический стул» и т. д.

Широкомасштабные акции протеста произошли практически немедленно после провала российских усилий на Украине в конце 2004 года, и на определённое время сильно подорвали репутацию властей. Шоком являлось и то, что своего максимума протесты достигли в родном городе Владимира Путина Санкт-Петербурге, потому что ранее СМИ говорили о популярности. Дополнительным ударом для властей стало обращение главы Русской православной церкви Алексия II; патриарх встал на сторону пенсионеров в их конфликте с властями.

Фактический провал монетизации льгот вызвал второе за всю историю президенства Владимира Путина падение его рейтинга (первое произошло после катастрофы подводной лодки «Курск»), с 84 % в начале 2004 года, до 48 % в начале 2005. Впрочем, это падение оказалось временным.

Путин провёл несколько встреч с кабинетом министров, переложив ответственность на правительство и региональные власти. В январе Путин предложил провести индексацию пенсий не с 1 апреля, а с 1 марта как минимум на двести рублей. Он также дал поручение повысить денежное довольствие военнослужащим [2] . (Проверено 14 ноября 2010) Вместе с тем протесты вызвали в российском обществе раскол: часть населения поддерживали протестующих, в то время, как другая, в первую очередь молодёжь, отнеслась к «бунту пенсионеров» негативно.

Другой многочисленной категорией льготников, зачастую пострадавшей от реформы, стали военные. Компенсации были рассчитаны таким образом, что военные, проживавшие далеко от места службы, понесли сильные финансовые потери, тем более заметные на фоне относительно небольших заработных плат. По данным опроса «Интерфакса», проведённым в начале 2005, 80 % военнослужащих выразили недовольство монетизацией льгот.

Хотя военным запрещены забастовки и митинги, недовольство нашло себе внешнее выражение, хотя и кратковременное. 19 февраля 2005 они попытались организовать оппозиционное Всеармейское офицерское собрание. В арендованном помещении Российской академии государственной службы перед началом собрания был отключен свет, и офицеры оттеснены от здания ОМОНом. В результате собравшиеся переместились на улицу, использовав в качестве трибуны сугроб, а лозунги существенно радикализовались.

В результате митинга военные потребовали резко усилить Вооруженные Силы, увеличить их финансирование, и объявили о начале формирования «офицерско-казачьего ополчения», что могло быть расценено властями, как создание незаконных вооружённых формирований. Сами военные не считали свои действия мятежом; по их мнению, они действовали в полном соответствии с заявлением Верховного Главнокомандующего президента Владимира Путина о необходимости усиления государства, а целью ополчения должна была стать защита российского ядерного оружия от Соединённых Штатов. Собравшиеся считали, что США планирует в течение ближайших месяцев захватить контроль над российскими ядерными арсеналами.

Несмотря на широкий резонанс, дальнейшего развития события не получили, и «офицерско-казачье ополчение» сформировано не было.

В течение 2005 года правительство Владимира Путина вместе с региональными властями предпринимает ряд мер по борьбе со вспыхнувшей социальной напряжённостью. В ряде регионов денежные компенсации были повышены до устраивавшего пенсионеров уровня, и протесты постепенно утихли.

Ход и результаты проведения монетизации льгот

Была недооценена техническая сложность решения столь масштабной задачи, как монетизация. Многие чиновники и целые регионы оказались не готовы к монетизации, не продумали свои действия заранее. Монетизация создает угрозу для ряда чиновничьих «кормушек», поэтому часть госаппарата не заинтересована в ее эффективном проведении.

Читайте так же:  В каком банке взять кредит безработному человеку, и что для этого нужно
Видео (кликните для воспроизведения).

Не был учтен разрыв между получением компенсаций (конец января 2005 г.) и тем, что льготы перестали действовать с начала января. Хотя соответствующие средства были перечислены из федерального бюджета заранее, длительные новогодние праздники и система выплаты пенсий (через которую выплачиваются компенсации и которая перечисляет деньги в конце месяца) не позволили донести эти средства до населения вовремя.

Денежные выплаты далеко не всегда компенсировали отмену соответствующих льгот. Хотя в целом монетизация была выгодна населению, но выгоды и потери распределились неравномерно. Например, деревенским жителям (которые льготами почти не пользовались) монетизация выгодна, а льготникам-потребителям дорогостоящих лекарств — нет. Таким образом, определенная прослойка населения реально пострадала от монетизации.

Законы о монетизации не предусматривали компенсаций пенсионерам, так как льготы пенсионерам принимались исключительно региональными властями и ни в одном федеральном законодательном акте не прописаны. Решение проблемы с пенсионерами было полностью отнесено к ответственности региональных властей, федеральный центр фактически устранился от ее решения.

Поскольку формально пенсионеры не являются получателями льгот, то компенсации для них не предусматривают ни федеральный, ни региональный бюджеты. Именно «брошенные» пенсионеры и стали основной движущей силой протестов.

Как и следовало ожидать, монетизация льгот вызвала широкое недовольство у малоимущих слоёв населения. Однако, многие предприятия, в том числе автотранспортные, вздохнули с облегчением. Они наконец увидели живые деньги, которые позволили им выжить в условиях жёсткой конкуренции и отсутствия наличных средств. Многие автотранспортные предприятия за счёт монетизации нацелились на обновление парка автомобильной техники, которая, не секрет, находится в плачевном состоянии и требует скорейшего обновления. Эта ситуация ярко наблюдается в небольших городах депрессивных регионов. [источник не указан 1297 дней]

Говоря о монетизации в здравоохранении, выводы ещё делать рано. Поскольку индивидуальный учет больных, в большинстве своём, происходит при помощи бумажных картотек, у медицинских сестёр значительно прибавилось работы в виде дополнительной отчётности по льготным лекарствам, что, в свою очередь, негативно влияет на производительность труда, что выражается в ухудшении качества обслуживания пациентов. В то же время ситуация обещает исправиться в лучшую сторону, в связи с переходом на автоматизированные системы учёта больных. [источник не указан 1297 дней]

Источник: http://partners.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/47411

Монетизация льгот

  • Каждый год писать заявление на монетизацию льгот пенсионерам? Татьяна.
  • Я ветеран труда. Могу я заменить льготы на монетизацию?
  • Могут ли с выплаты ВБД высчитывать алимент-это ведь монетизация льгот?
  • Почему в Краснод. Крае нет *монетизации* всех льгот Ветеранам труда?
  • Сколько должен получать инвалид 3 й группы плюс монетизация льгот (930,12 Р)?
  • Публикации
  • Монетизация льгот годы
  • Монетизация льгот инвалидам
  • Монетизация льгот по ЖКХ
  • Монетизация льготы ветеранам труда

Советы юристов:

6.1. Она уже рассчитана .

Выплата ЕДВ с 1 февраля 2016 года для инвалидов войны и для участников ВОВ, ставших инвалидами после, составляет 4 795,17 рублей, для участников ВОВ — 3 596,37 рублей.

10.1. Можете.
Для оформления монетизации
, определенной льготной категории граждан необходимо будет обратиться в территориальный орган Пенсионного Фонда по месту своего проживания и предоставить соответствующий пакет документов.

В первую очередь необходимо помнить об одном факте – отказаться от набора социальных услуг в пользу монетизации можно 1 раз в год.

13.1. Должен входить, хотя вопрос и спорный. Не входит — в указанных только случаях.

Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)Статья 154

7. Установить, что впредь до вступления в силу соответствующего федерального закона сумма ежемесячной денежной выплаты, установленной в соответствии с Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции Закона Российской Федерации от 18 июня 1992 года N 3061-I), федеральными законами «О ветеранах» (в редакции Федерального закона от 2 января 2000 года N 40-ФЗ), от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и от 10 января 2002 года N 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», не учитывается при исчислении размера совокупного дохода семьи (одиноко проживающего гражданина) для оценки их нуждаемости при определении права на получение субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг.

Источник: http://www.9111.ru/%D0%BB%D1%8C%D0%B3%D0%BE%D1%82%D1%8B_%D0%B8_%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%BF%D0%B5%D0%BD%D1%81%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8/%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%B5%D1%82%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F_%D0%BB%D1%8C%D0%B3%D0%BE%D1%82/

Монетизация льгот

Льготы или социальная поддержка инвалидов подразумевают не только помощь в виде конкретных услуг и преференций, но и денежную компенсацию. Если говорить о монетизации льгот с точки зрения закона, подразумевается полноценная замена натуральных услуг, возможностей на деньги. Основные понятия с механизмами монетизации изложены в ФЗ № 122 от 22.08.04, вступивший в силу с 1 января 2005 года. Манетизированные льготы, являющиеся прибавкой пенсии инвалида, выплачивает Пенсионный Фонд РФ.

Претенденты на денежные выплаты и льготы

Продолжая тему, отметим следующие моменты:

— обладая правом на получение нескольких льгот, социально не защищённое лицо может быть обеспечено выплатами только по одной из преференций;

— назначенная сумма подлежит индексации вместе с пенсией.

Что касается категорий граждан, которые действительно вправе претендовать на преференции или их замену деньгами, к федеральным льготникам, то есть обеспечиваемых одинаковыми суммами по стране, причисляют:

— пенсионеров по возрасту;

— инвалидов и детей-инвалидов;

— Героев Социалистического Труда;

— матерей-одиночек и многодетные семьи;

— ветеранов ВОВ и иных боевых действий;

— членов семьи погибшего участника боевых действий;

— получивших облучение ликвидаторов атомных аварий;

— кавалеров определённых комплектов наград и Героев СССР;

— бывших несовершеннолетних узников фашистских концлагерей и тюрем.

Теперь перейдём к рассмотрению некоторых категорий и действующих преференций.

Пенсионеры

Во всех регионах РФ для граждан пенсионного возраста предусмотрены льготы в виде:

— бесплатного проезда в городском транспорте;

— частичный или полный возврат стоимости лекарств;

— скидки на оплату коммунальных услуг (до 25%);

— путёвок для лечения в санатории.

В регионах, например, в Москве существуют дополнительные возможности — бесплатные услуги стоматолога и выезд врача на дом. Пенсионер, которому требуется периодически ездить в столицу из Подмосковья, получает 1000 рублей в качестве прибавки к пенсионным выплатам.

Инвалиды

Люди с I и группой имеют право на:

— путёвки на санаторное лечение;

— установку зубных протезов (бесплатно);

— лекарства и другие необходимые средства, если есть рецепт врача и рекомендации МСЭ;

— бесплатное перемещение к месту лечения (включая сопровождающего) и на всех видах городского транспорта;

Читайте так же:  Кредитные карты сбербанка – быстро и удобно

— зачисление в учебные заведения вне конкурса (если хорошо сданы вступительные экзамены) и обучение за счёт государства.

Инвалиды ІІ группы получают практически те же льготы с небольшими изменениями. К примеру, им также доступно бесплатное передвижение в городском транспорте и в одну сторону к месту оздоровления, зачисление вне конкурса. Плюс, безработные граждане получают скидку до 50% на лекарства, могут частично оплатить ортопедическую обувь и бесплатно воспользоваться зубопротезированием.

При ІІІ группе не имеющие работу инвалиды тоже платят за лекарства в несколько раз меньше (это же касается проезда во всех видах транспорта). Не исключены скидки на специальную обувь и другие необходимые средства.

Дети-инвалиды кроме социального пособия, начисляемого до их совершеннолетия, обеспечиваются распространяемыми на их родителей или опекунов набором социальных услуг (НСУ). В частности, некоторые лекарства и вспомогательные атрибуты дети получают безвозмездно. Они должны быть зачислены в реабилитационные заведения, бесплатно ездить с сопровождающим в городском транспорте. Ухаживающие за детьми-инвалидами раньше остальных выходят на пенсию, имеют ряд преференций на работе.

Ветераны труда и боевых действий

Для ветеранов труда актуален тот же пакет льгот, что и для пенсионеров. Правда, компенсация здесь больше. Например, по ЖКХ возможна скидка до 50%. А ветераны боевых действий как лица, имеющие заслуги перед государством, обеспечиваются ежемесячной денежной выплатой и перечнем льгот. Например, у них есть налоговые льготы, право на путёвки по показаниям и улучшение жилищных условий. К слову, вносить только половину суммы за жилплощадь могут и члены семьи ветерана.

Матери-одиночки и многодетные семьи

Главным образом преференции, действующие для матерей-одиночек, касаются их работы: график более щадящий и во время сокращения или увольнения активируются некоторые преимущества. К льготам, которые матери-одиночки могут монетизировать, относятся:

— путёвки в детский летний лагерь;

— лекарства на ребёнка до трёх лет;

— частичная оплата детских садов.

Последний пункт работает не во всех регионах.

Наконец, многодетные семьи, признанные таковыми при наличии минимум трёх детей и удостоверения о своём статусе, вправе рассчитывать на следующие монетизируемые льготы:

— бесплатный проезд в городском транспорте одного из родителей и его детей;

— выдаваемые на безвозмездной основе путёвки в детские лагеря;

— компенсация стоимости лекарственных препаратов;

— скидка на оплату КУ в виде определённого процента.

В регионах не исключены такие преимущества, как доплата при увеличении стоимости потребительской корзины, обеспечение бесплатной городской связью (стационарный телефон) и возможность увеличить процент скидки по ЖКХ, ориентируясь на число детей.

Набор социальных услуг и их монетизация

НСУ включает в себя:

— лекарства с медицинским оборудованием (они должны быть выданы по рецепту) и специальные продукты питания для инвалидов с детства;

— направление для прохождения комплекса процедур в санатории;

— оплачиваемый государством проезд в обе стороны, если речь идёт о посещении места лечения.

НСУ как часть ЕДВ предусмотрена изначально в натуральном виде для всех федеральных льготников по умолчанию (только те, кто относится к пострадавшим от радиации и чернобыльцам заявляют о своём желании получать НСУ в виде подаваемого в фонд документа).. Чтобы воспользоваться денежным эквивалентом одной или нескольких услуг, требуется написать заявление в ПФР.

Говоря более конкретно о размере денежной компенсации, стоит ориентироваться на уровень инфляции и Постановление правительства № 74 от 26.01.2020, согласно которому в текущем году НСУ достигает в целом 1121,42 рубль, причём сюда входит:

— 132,62 руб. на путёвку;

— 863,75 руб. на лекарства и медоборудование;

— 124,05 руб. на проезд до и от места реабилитации.

Оформление монетизации льгот

Льготник, желающий получить вместо натуральной преференции денежную доплату, должен подготовить для предоставления в ПФР следующие документы:

— свой паспорт и заявление;

— страховое пенсионное свидетельство;

— справку на обеспечение соответствующей льготой.

В заявлении, при составлении которого сотрудник Пенсионного фонда обязан помочь, обязательно указывают наименование данного госучреждения (полностью), а также инициалы заявителя с адресом. Упоминаются услуги, которые необходимо монетизировать. Заявить о своём желании следует до конца года, чтобы в следующем календарном году уже получать компенсацию. Если спустя какое-то время возникнет необходимость в обеспечении натуральными услугами, нужно вновь обратиться в ПФР.

Минусы и плюсы монетизации льгот

Вопрос о том, стоит ли заменять преференции деньгами, остаётся спорным. В качестве явных отрицательных моментов специалисты выделяют:

— недовольство и споры льготников ввиду периодически вводимых изменений по рассматриваемой теме;

— необходимость каждый год отказываться от натуральных льгот в ПФ;

— недостаточность компенсации относительно приобретения необходимых услуг.

Замечено, что чем ниже пенсия в регионе, тем чаше льготники отказываются от соцпакета. Например, в Орловской области таких граждан около 90%.

Преимуществами можно назвать:

— хотя бы небольшую, но всё же прибавку к пенсии, особенно если услуги не используются льготником полностью;

— возможность потратить компенсацию на индивидуальные нужды (к примеру, жителям деревень не нужна такая льгота, как проезд в городском транспорте, поэтому они могут приплюсовать к своим пенсиям небольшую сумму.

Отказ от федерального НСУ, позволяет получать в год 13692,04 рубля, что является, фактически, 13-ой пенсией. Но не торопиться отказываться от льготного пакета лучше в том случае, если постоянно нужны лекарства и медицинское оборудование, на которое из своего кармана придётся потратить в разы больше денег.

Источник: http://doorinworld.ru/stati/monetizatsiya-lgot

Кто может воспользоваться монетизацией льгот в 2020 году?

Незащищенным и особо заслуженным гражданам России положен широкий перечень государственных льгот. Но часто случается так, что льготник не имеет возможности воспользоваться предоставленной привилегией по причине ограниченной подвижности или проживания в отдаленном населенном пункте. В таких случаях становится актуальной монетизация льгот, позволяющая заменить социальные услуги денежной компенсацией.

Закон о монетизации

Монетизация льгот – это процедура, предусматривающая отказ от льготы в натуральном выражении в пользу эквивалентной ей денежной суммы. Введена она была в процессе проведения социально-экономической реформы 2004 года. На тот момент стало ясно, что унаследованная от СССР система льгот является непомерным бременем для федерального бюджета. Ситуация осложнялась также и наличием большого количества связанных с льготной системой проблем:
  1. коррупцией, по причине которой привилегиями пользовались не реальные льготники, а купившие себе статус лица;
  2. хищением бюджетных средств – например, активно развивался теневой бизнес по реализации государственных лекарств, которые так и не доходили до нуждающихся в них граждан;
  3. убытками муниципального транспорта (большое количество льготников, в том числе получивших свое право незаконно, привело к тому, что практически половина билетов не оплачивалась);
  4. несправедливостью по отношению к деревенским жителям, которые лишены возможности реализовать свое право на льготы в связи с отсутствием необходимой инфраструктуры.

Для исправления сложившейся ситуации 22 августа 2004 года был принят закон №122-ФЗ, получивший народное название «закон о монетизации». Официальное название документа состоит из 55 слов и в обиходе практически не используется.

Закон внес следующие существенные изменения в существующий на тот момент порядок.

  1. Льготники были поделены на федеральных и региональных. Соответственно, и помощь им оказывалась из того бюджета, за которым они были закреплены. Так, привилегии для ветеранов труда и пенсионеров теперь стали устанавливаться региональными властями, что по факту привело к потере ими большей части социальных выгод.
  2. Ряд федеральных льгот был заменен денежной компенсацией.
  3. Регионам предоставили выбор способа предоставления льгот – натуральный или денежный. Но при принятии второго варианта субъектам обеспечивались дотации в размере 40% от общего бюджета на выплату компенсаций.
Читайте так же:  Какие документы нужны для налогового вычета за лечение собираем все справки

Общество отрицательно отреагировало на введение подобных мер, что выразилось в серии протестов по всей стране. Обостряло ситуацию то, что в первые годы монетизации льготнику не предоставлялся выбор между натуральной и денежной формами получения государственной помощи. Льготы в обязательном порядке подлежали замене денежной компенсацией. С тех пор прошло более 13 лет, и отношение к монетизации изменилось в лучшую сторону, так как многие льготники оценили преимущества такого способа получения господдержки.

Перечень подлежащих монетизации льгот

Монетизации подлежат льготы из так называемого набора социальных услуг (далее НСУ), предусмотренного законом №178-ФЗ от 17.07.1999 г. «О гос. социальной помощи».

Статья 6.2 закона устанавливает следующий состав НСУ.

  1. Обеспечение бесплатными медицинскими препаратами и изделиями по рецепту врача. Детям-инвалидам дополнительно полагается специализированное лечебное питание.
  2. Предоставление бесплатных путевок в санаторно-курортные учреждения.
  3. Льготный проезд до места лечения на железнодорожном пригородном и международном транспорте в обе стороны.

Несовершеннолетние инвалиды, а также лица с 1 группой инвалидности в рамках НСУ получают дополнительные путевки в санаторий и оплату дороги в обе стороны для сопровождающего лица.

Кто вправе монетизировать льготы?

Гарантированно отказаться от социального пакета в пользу денег могут федеральные получатели НСУ. Их перечень закреплен ст. 6.1 закона №178-ФЗ и представлен следующими категориями граждан:

  • инвалидами войны;
  • участниками ВОВ;
  • участниками боевых действий на территории Афганистана, Чечни и других иностранных государств;
  • блокадниками Ленинграда;
  • лицами, имеющими стаж работы на военных объектах в период ВОВ;
  • гражданами, проходившими военную службу в годы ВОВ, но не участвовавшими в боевых действиях;
  • членами семей погибших участников ВОВ и иных боевых действий;
  • инвалидами, в том числе несовершеннолетними.

Региональным льготникам возможность заменить привилегии денежной компенсацией предоставляется в зависимости от политики местных властей. В большинстве субъектов РФ принята смешанная схема, при которой монетизировать можно только определенные виды льгот. Чаще всего денежные компенсации назначаются за право бесплатного пользования местным общественным транспортом.

Перечни региональных льготников могут различаться, но, как правило, в них попадают:

  • ветераны труда;
  • дети-сироты;
  • многодетные семьи;
  • пенсионеры;
  • лица, пострадавшие от радиации;
  • малоимущие граждане;
  • врачи и учителя из сельской местности.

Региональных льготников не всегда наделяют правом выбора между натуральной и денежной формой предоставления госпомощи. Например, для ветеранов труда ряд льгот заменен фиксированной денежной выплатой.

Оформление денежной компенсации

Федеральным льготникам для отказа от натуральной помощи в пользу денежных выплат необходимо посетить отделение ПФР по месту жительства. Помимо заявления, туда необходимо подать:

  • паспорт;
  • документ, подтверждающий право на НСУ (справку об инвалидности, ветеранское удостоверение и т. п.);
  • справку от ПФР о наличии права на льготы (если она получалась ранее).

В заявлении нужно подробно расписать, от каких услуг социального пакета вы отказываетесь.

При желании можно оставить за собой часть льгот, а от тех, в которых нет необходимости, отказаться. Например, если необходимых вам медикаментов нет в федеральном перечне, вы можете подать отказ от льгот на лекарства, но сохранить право на санаторно-курортное лечение и компенсацию проезда до места отдыха.

Заявление о назначении выплат со следующего года должно быть подано до 1 октября текущего года. То есть начать получать компенсацию в 2020 году уже не получится, оформить ее можно только уже на 2020 год. Такой строгий подход к соблюдению сроков объясняется тем, что в 4 квартале закладывают бюджет на выплаты будущего года, и его размер зависит от количества отказавшихся от льгот граждан. При опоздании с подачей заявления следующая возможность монетизировать льготы представится почти через год.

Направить документы в ПФР можно и через многофункциональный центр. Лица, которые не в состоянии лично посетить госучреждения, могут подать заявление через законного представителя, на которого выписана нотариально заверенная доверенность.

Размер выплат

Денежная компенсация НСУ подлежит индексации с 1 февраля каждого года. Ее последняя величина установлена постановлением Правительства №74 от 26.01.2018 года и составляет 1075,19 рублей. В состав выплаты входит:

  • 828,14 рублей за медикаменты;
  • 128,11 рублей за путевки в санаторий;
  • 118,94 рублей за компенсацию проезда до мест отдыха.

Федеральным льготникам выплата ежемесячно перечисляется вместе с ЕДВ. Если какие-то льготы были сохранены, выплата уменьшается на соответствующую им сумму.

Размеры региональных компенсаций устанавливаются властями субъектов РФ. Например, пенсионерам Московской области раз в год выплачивают 1000 рублей в качестве компенсации проезда в столицу. Во многих регионах предоставляется фиксированная выплата за проезд в городском транспорте, размер которой варьируется в пределах 400-700 рублей. О местных льготах и компенсациях можно узнать в территориальных органах соц. защиты.

Как заменить льготы на денежные выплаты пенсионерам?

Достижение пенсионного возраста не является основанием для назначения выплат на федеральном уровне. Получить компенсацию за льготные лекарства, путевки в санаторий и проезд пенсионер может только при наличии дополнительных факторов, дающих право на пользование НСУ (инвалидность, участие в боевых действиях и пр).

Определенные категории пенсионеров также могут претендовать на компенсацию услуг ЖКХ. Данный вид льгот монетизирован по всей стране. Порядок выплаты компенсации таков: получатель льготы оплачивает коммунальные услуги в полном объеме, после чего государство возвращает на его банковский счет от 50% совершенного платежа. Такие выплаты в 2020 году предоставляются инвалидам, ветеранам труда, участникам ВОВ и других военных кампаний, чернобыльцам и имеющим государственные награды гражданам.

Пенсионеры, не имеющие дополнительных льготных оснований, могут рассчитывать только на компенсации по капитальному ремонту:
  • после 70 лет – в размере 50%;
  • после 80 лет – в размере 100%.

На уровне субъектов РФ пенсионерам со званием ветерана труда выплачивается ежемесячная компенсация, размер которой в среднем по стране составляет 600 рублей. Состав дополнительных выплат может различаться в зависимости от региона. Это могут быть компенсации проезда в городском транспорте, услуг телефонной связи и т. п.

Закон о монетизации льгот в свое время вызвал бурный протест со стороны льготников, но сегодня многие добровольно отказываются от натуральной помощи в пользу денежных выплат. Это сельские жители, лица, не нуждающиеся в медикаментах, а также те, кто по состоянию здоровья не может отправиться в поездку. Таким гражданам выгоднее получить компенсацию, пусть и в очень скромном размере, чем сохранять льготу, которой они все равно не имеют возможности воспользоваться.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://subsived.ru/lgoty/monetizatsiya-lgot

Нет — льготам, да — монетизации
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here