Классификация налогов по способам и методам взимания

Виды налогов, сборов, их классификация

Налоговая система представляет собой законодательно установленную государством совокупность налогов и сборов, изымаемых в налогоплательщиков. Она должна обеспечить перераспределение налогового бремени по плательщикам. Множественность налогов позволяет проводить государством гибкую политику в области налогов, в большей мере учесть платежеспособность налогоплательщиков, выровнять налоговую нагрузку, отразив разнообразие форм объектов налогообложения с учетом всех сторон их экономической деятельности.

Множественность налогов не допускает доминирование одного налога, так как при внезапном изменении экономической ситуации доходная часть бюджета страны может быть не сформирована. Кроме того, множественность налогов обеспечивает их взаимодополняемость, при которой уменьшение одного налога неизменно приведет к росту платежей по другим видам налогов.

Множественность налогов обосновывается совокупностью объектов (предметов) налогообложения, в качестве которых выступают: имущество (движимое и недвижимое), прибыль (доход) от экономической деятельности, операции по реализации товаров (работ, услуг), ввоз (вывоз) товаров на таможенную территории, отдельные виды деятельности, отдельные объекты, совершение сделок по ценным бумагам. Один и тот же объект может облагаться налогом одного вида только один раз за тот или иной период налогообложения.

С целью изучения сущности каждого вида налога и для обеспечения достоверности исчисления производится их классификация по определенным признакам. Классификация налогов представляет собой их группировку. Отнесение того или иного вида налога к определенному виду позволяет более четко определить содержание (суть) данного налога. Группировки налогов по разным признакам позволяют дать характеристику конкретного налога с различных сторон.

В настоящее время в качестве классификационных признаков, характеризующих налоги, выделяют следующие:

1. По уровню бюджета, в который зачисляется налоговый платеж;

2. По способу взимания налогов;

3. По объектам налогообложения;

4. По источникам возмещения налогов;

5. По субъектам уплаты налогов;

6. По особым режимам налогообложения; (ст.10)

7. По методу обложения (по ставке).

1) Общим показателем налоговой системы страны является число уровней, что увязывается с уровнем структуры власти. По уровню бюджета, в который зачисляется налоговый платеж (по принадлежности к уровню управления и власти) налоги в Республике Беларусь подразделяются на:

· Республиканские налоги , сборы (пошлины);

· Местные налоги и сборы.

К республиканским налогам, сборам (пошлинам) относятся:

· Налог на прибыль;

· Налог на доходы иностранный организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство;

· Подоходный налог с физических лиц;

· Налоги на имущество (налог на недвижимость);

· Налог с пользователей природных ресурсов (Налог на добычу (изъятие) природных ресурсов);

· Дорожные налоги и сборы (Сбор при ввозе на территорию РБ озоноразрушающих веществ, Сбор за проезд автомобильных транспортных средств иностранных государств по автомобильным дорогам общего пользования РБ, Сбор за выдачу разрешений на проезд автомобильных транспортных средств РБ по территориям иностранных государств);

· Таможенная пошлина;

К местным налогам и сборам относят:

· Налог за услуги;

· Сборы с пользователей (налог на владение собаками, сбор на развитие территорий, курортный сбор, сбор с заготовителей, налог на владение собаками).

2) По способу изъятия они подразделяются на:

Прямые налоги взимаются непосредственно с доходов или собственности (имущества) налогоплательщика. К ним относятся: подоходный налог с физических лиц, налог на дивиденды, налог на прибыль, налоги на имущество, налог за владение собаками.

К косвенным (скрытым)налогам относятся: НДС, акцизы, налог на услуги, таможенные пошлины и др. Такие налоги взимаются в виде надбавок к цене товара, с оборота реализации товаров (работ, услуг) в процессе их потребления. Косвенные налоги наиболее выгодны для государства, так как не зависят от финансовых результатов деятельности хозяйствующих субъектов.

3) По объектам налогообложенияналоги подразделяются на налоги, взимаемые с прибыли, с имущества, пользования землей, ренты, выручки от реализации, потребления природных ресурсов, фонда оплаты труда, с суммы произведенных затрат, с определенных видов деятельности. К ним относятся:

· Налог на недвижимость;

· Налог на прибыль;

· Налог на приобретение транспортных средств;

· Отчисления на социальные нужды и по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

· Налог на игорный бизнес;

· Налог на доходы от осуществления лотерейной деятельности;

· Налог на доходы от проведения электронных интерактивных игр и другие.

4) По источникам возмещения налоговналоги подразделяются на следующие группы:

· Налоги, уплачиваемые из прибыли (налог на прибыль; экологический налог в размере, превышающем установленный лимит, и другие местные налоги);

· Налоги, уплачиваемые из выручки от реализации (НДС, акцизы, налог на услуги, целевые сборы и другие);

· Налоги и отчисления, включаемые в себестоимость продукции (работ, услуг) (платежи за землю, экологический налог в пределах установленных нормативов, отчисления в фонд социальной защиты населения, страховые взносы по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве, профессиональных заболеваний и другие).

5) По субъектам уплаты налогов всю совокупность налогов подразделяю на:

· Налоги, взимаемые с физических лиц (подоходный налог, налог на дивиденды, налог и имущество и др.);

· Налоги, взимаемые с юридических лиц (налог на прибыль, НЖС и др.).

6) По особым режимам налогообложения налоги подразделяются на:

· Налог при упрощенной системе налогообложения;

· Налогообложение в СЭЗ;

· Налог на игорный бизнес;

· Налог на доходы от лотерейной деятельности;

· Единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции;

· Единый налог с индивидуальных предпринимателей и физических лиц;

· Налогообложение отдельных категорий плательщиков;

· Сбор за осуществление ремесленной деятельности;

· Налог на доходы от проведения электронных интерактивных игр;

· Сбор за осуществление деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма.

7) По методу обложения налоговой базы (по ставке)налоги подразделяются на прогрессивные, регрессивные, пропорциональные, линейные, дифференциальные, ступенчатые, твердые.

По каждому виду из всей совокупности налогов в процессе хозяйственной деятельности субъекта предпринимательства возникает объект налогообложения, по которому в системе бухгалтерского учета должна быть сформирована достоверная налоговая база. Для исчисления суммы конкретного вида налога к единице измерения налоговой базы применяется установленная налоговая ставка.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Учись учиться, не учась! 10755 —

| 8060 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Источник: http://studopedia.ru/6_169364_vidi-nalogov-sborov-ih-klassifikatsiya.html

Тема 7. Классификация налогов

1) по способу изъятия: на прямые и косвенные.

Читайте так же:  Возврат ндфл иностранцам при покупке жилья в рф

К числу прямых налогов относят: налог на прибыль предприятий и организаций, земельный налог, налог на доходы физических лиц, налог на имущество юридических и физических лиц, владение и пользование которым служит основанием для ее обложения. К числу косвенныеналоги вытекают из хозяйственных актов и оборотов, финансовых операций, целевых сборов: НДС, акцизы на отдельные товары, транспортный налог.

2) по уровню управления: в зависимости от принадлежности налоги в РФ подразделяют на три группы (вида): федеральные, региональные и местные.

Федеральные налоги и сборы устанавливаются и обязательны к уплате в соответствии с НК РФ на всей территории РФ согласно ст. 13 НК РФ к ним относятся:

4) налог на прибыль организаций;

5) налог на добычу полезных ископаемых;

7) сбор за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

8) государственная пошлина.

Региональные налоги и сборы устанавливаются в соответствии с НК РФ и вводятся в действие в соответствии с законами субъектов РФ, они обязательны к уплате только на территории действующего субъекта согласно ст.14 НК РФ к региональным налогам и сборам относятся:

1) налог на имущество организаций;

2) налог на игорный бизнес;

3) транспортный налог.

Местные налоги и сборы устанавливаются и вводятся в действие в соответствии с НК РФ и нормативными актами представительных органов местного самоуправления, они обязательны к уплате на территории соответствующих муниципальных образований. В соответствии со ст. 15 НК РФ к местным налогам и сборам относятся:

1) земельный налог;

2) налог на имущество физических лиц.

3) учетно-экономическая целесообразность налогов диктует свою группировку налогов, взимаемых с предприятий и организаций:

— налоги, относимые на издержки производства и обращения;

— налоги, включаемые в продажную стоимость продукции (работ, услуг);

— налоги, относимые на финансовые результаты (до налогообложения прибыли);

— налоги на прибыль и за счет прибыли, остающиеся в распоряжении плательщика.

4) по субъекту: налоги с физических лиц и налоги с юридических лиц

1. По каким принципам производится классификация налогов.

2. По способу изъятия налоги делятся на.

3. По уровню управления налоги делятся.

4. Какую классификацию диктует учетно-экономическая целесообразность?

5. По субъекту налоги делятся на.

Тема 8. Налоговый механизм.

Налоговый механизм – совокупность способов и правил организации налоговых отношений, с помощью которых обеспечивается осуществление системы распределительных и перераспределительных отношений, создание централизованного фонда государства для выполнения его функций, а также распределение и регулирование социально-экономического развития общества, потребления и накопления субъектов хозяйствования.

Налоговая политика реализуется путем принятия законодательных и нормативных актов, устанавливающих виды налогов, группы налогоплательщиков, ставки, льготы, сроки уплаты, порядок начисления, ответственность за налоговые правонарушения, а также распределение налогов между звеньями.

Налоговый механизм включает виды, формы, методы организации налоговых отношений, способы их количественного и качественного определения. К элементам налогового механизма, имеющим количественные параметры, можно отнести размеры ставок, скорость мобилизации налогов в бюджет, предоставляемые налогоплательщикам льготы, уровень налогообложения и собираемости налогов.

К качественным параметрам относят степень влияния налогов на социально-экономическое развитие общества, эффективность налогового регулирования экономики, спрос и предложение, выполнение плановых показателей налоговых поступлений по всем их видам.

Количественные параметры относятся к мобильному блоку элементов налогового механизма, который часто подвергается корректировке с учетом интересов государства в тот или иной период.

С помощью налогового механизма соединяются два противоположных начала: с одной стороны – государственное централизованное регулирование экономики и рыночное регулирование – с другой.

Структура налогового механизма следующая:

— планирование и прогнозирование налоговых платежей;

— налоговое право и налоговое законодательство;

— система управления налогами;

— способы и порядок уплаты налогов;

— учет и отчетность по налогам.

Таким образом, налоговый механизм включает в себя совокупность правил, форм и способов налогообложения, начиная от планирования налогов и заканчивая их отчетом и отчетностью. Он определяет кто, какой, когда, в каком размере, куда уплачивает налог, что подлежит налогообложению и является источником налога, какие предусмотрены штрафы, санкции за налоговые правонарушения и другие вопросы исчисления и взимания налогов.

1. Понятие налогового механизма

2. Качественные параметры налогового механизма.

3. Количественные параметры налогового механизма.

4. какова структура налогового механизма?

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2020 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.002 с) .

Источник: http://studopedia.org/1-131299.html

Классификация налогов по характеру объектов и субъектов налогообложения, по способу взимания, по характеру применяемых ставок

Государство, выражая интересы общества в различных cферах жизнедеятельности, вырабатывает и осуществляет соответствующую политику – экономическую, социальную, экологическую, демографическую и другие. За счет налоговых взносов формируются финансовые ресурсы государства, аккумулируемые в его бюджете и внебюджетных фондах. Налогообложение основывается на 15 социальных законах, законе о бюджете и налоговом кодексе.

Налоги – обязательные сборы и платежи, взимаемые государством с физических и юридических лиц в бюджеты соответствующего уровня или во внебюджетные фонды по ставке, устанавливаемой в законодательном порядке. Выплаты принудительны и безвозмездны.

Налоги – гибкий инструмент воздействия на находящуюся в постоянном движении экономику: они помогают поощрять или сдерживать определенные виды деятельности, направлять развитие тех или иных отраслей промышленности, воздействовать на экономическую активность предпринимателей, сбалансировать платежеспособный спрос и предложение, регулировать количество денег в обращении.

Классификация налогов. Группировка налогов по методам их установления и взимания, характеру применяемых ставок и объектов обложения и т.д. представляет собой классификацию налогов. Она может быть проведена по следующим критериям.

1. По способу взимания выделяют:

а) прямые налоги, которые взимаются непосредственно с доходов или имущества налогоплательщика. Конечным плательщиком прямых налогов является владелец имущества (дохода). Эти налоги подразделяются:

• реальные прямые налоги, уплачиваемые с учетом не действительного, а предполагаемого среднего дохода плательщика (например, налоги на имущество юридических и физических лиц);

• личные прямые налоги, взимаемые с реально полученного дохода

• фискальные монополии, распространяемые на все товары, производство и реализация которых сосредоточены в государственных структурах;

Видео (кликните для воспроизведения).

• таможенные пошлины, которыми облагаются товары и услуги при пересечении государственной границы (экспортно-импортные операции).

2. В зависимости от органа, который устанавливает и имеет право изменять и конкретизировать налоги, различают:

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2020 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.002 с) .

Источник: http://studopedia.org/14-92825.html

Классификация налогов и способы их взимания

Многообразие существующих налогов вызывает необходимость их классификации (разделения на виды) на определенной основе. Кроме того, отнесение того или иного налога к определенному виду позволяет более четко уяснить содержание и суть данного налога.

Читайте так же:  Кредитная карта от ренессанс кредит банка

Наиболее существенное значение в современной теории и практике налогообложения имеют следующие основания классификации налогов:

1. По способу взимания налогов;

2. По субъекту-налогоплательщику;

3. По органу, который устанавливает и конкретизирует налоги;

4. По порядку введения налога;

5. По уровню бюджета, в который зачисляется налоговый платеж.

1. По способу взимания налогов:

Согласно данному основанию, различают прямые и косвенные налоги.

Прямые налоги взимаются в процессе накопления материальных благ непосредственно с доходов, прибыли или имущества налогоплательщиков, поэтому для последних размер налога достаточно известен. Среди прямых налогов выделяют:

реальные прямые налоги, которыми облагается предполагаемый средний доход, получаемый от того или иного объекта налогообложения (налог на операции с ценными бумагами, налог с владельцев транспортных средств, земельный налог и др.);

личные прямые налоги уплачиваются с действительно полученного дохода и отражают фактическую платежеспособность. К ним относятся подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль с предприятий и организаций, налог на имущество, переходящее в порядке дарения и др.

Косвенные налоги взимаются через цену товара. Это своеобразные надбавки, включаемые государством в цену товаров и услуг (акцизы, налог на добавленную стоимость, налог с продаж, налог с оборота и др.). Косвенные налоги по объектам взимания подразделяются на косвенные индивидуальные, которыми облагаются строго определенные группы товаров (акцизы на отдельные групп и виды товаров), косвенные универсальные, которыми облагаются все товары, работы и услуги, за исключением некоторого их числа (налог на добавленную стоимость), косвенные монополии, которыми облагаются товары и услуги, производство и реализация которых сосредоточены в руках государства (налог с оборота в бывшем СССР), а также таможенные пошлины.

Основное отличие между прямыми и косвенными налогами – по месту формирования источника выплаты налога. Если при прямом налогообложении источник формируется непосредственно у налогоплательщика, то при косвенном – источник налога поступает налогоплательщику в составе иных платежей (в основном в составе цены).

Другим критерием деления налогов на прямые и косвенные называют теоретическую возможность переложений налогов на потребителей. Данный критерий предполагает, что окончательным плательщиком прямых налогов становится тот, кто получает доход, в то время как окончательным плательщиком косвенных налогов выступает потребитель товара, на которого налог перекладывается путем надбавки к цене.

2. По субъекту-налогоплательщику:

В соответствии с данным основанием можно выделить следующие виды налогов.

Налоги с физических лиц (подоходный налог с физических лиц, налог на имущество физических лиц, налог на имущество, переходящее в порядке наследования и дарения, курортный сбор и др.).

Налоги с предприятий и организаций (налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на пользователей автомобильных дорог, налог на имущество предприятий и организаций и др.).

Смешанные налоги, которые уплачивают как физические так и юридические лица (госпошлина, некоторые таможенные пошлины, налог с владельцев транспортных средств и др.).

3. По органу, который устанавливает и конкретизирует налоги:

Действующие в Российской федерации налоги можно разделить на три группы в зависимости от того, какой орган их вводит и имеет право изменять и конкретизировать: федеральные, региональные и местные.

Федеральные (общегосударственные) налоги. Необходимо отметить, что размеры ставок, определение объектов налогообложения, плательщиков и методов исчисления федеральных (общегосударственных) налогов, а также порядок зачисления их сумм в бюджеты различных уровней определяются законодательством страны. К федеральным налогам относятся следующие: налог на добавленную стоимость, акцизы на отдельные группы и виды товаров, налог на операции с ценными бумагами, таможенная пошлина, налог на прибыль с предприятий и организаций, подоходный налог с физических лиц.

Региональные налоги (налоги краев, областей, автономной области, автономных округов). Отличительной чертой региональных налогов является то, что конкретные размеры ставок, определение объектов налогообложения, плательщиков и методов исчисления налогов устанавливается в соответствии с законодательством России законодательными органами субъектов Федерации. Региональными являются следующие налоги: налог на имущество предприятий, лесной доход, плата за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем, сбор на нужды образовательных учреждений, взимаемый с юридических лиц.

Местные налоги. Механизм их исчисления и взимания районными и городскими органами реализуется в соответствии с законодательством России. К таким налогам, в частности, относятся: налог на имущество физических лиц, налог на рекламу, налог на право торговли и др.

В ПМР различают республиканские и местные налоги.

4. По порядку введения налога:

По порядку введения можно выделить налоги общеобязательные и факультативные.

Общеобязательные налоги устанавливаются законодательными актами государства и взимаются на всей его территории независимо от бюджета, в который они поступают. При этом по некоторым из них конкретные налоговые ставки определяются законодательными актами субъектов Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, районов, городов и иных административно-территориальных образований.

Факультативные налоги предусмотрены основами налоговой системы, однако непосредственно вводиться они могут законодательными актами республик. Взимание этих налогов на той или иной территории – компетенция органов местного самоуправления. К факультативным относятся сбор на нужды образовательных учреждений, взимаемый с юридических лиц, а также все местные налоги, за исключением тех, которые являются обязательными.

5. По уровню бюджета, в который зачисляется налоговый платеж:

Налоговые платежи поступают в бюджеты различных уровней, на основании чего налоговые платежи можно подразделить на закрепленные и регулирующие.

Закрепленные налоги непосредственно и целиком поступают в конкретный бюджет или внебюджетный фонд. Среди закрепленных налогов выделяют налоги, которые поступают в федеральный бюджет, в региональный бюджет, в местный бюджет, во внебюджетный фонд.

Регулирующие (разноуровневые) налоги поступают одновременно в бюджеты различных уровней в пропорции, согласно бюджетному законодательству. На сегодняшний день в налоговой системе действуют следующие регулирующие налоги: налог на прибыль с предприятий и организаций и подоходный налог с физических лиц.

Виды налогов различаются также в зависимости от характера налоговых ставок на пропорциональные, прогрессивные и регрессивные.

Налог называется пропорциональным, если при налогообложении применяется единая налоговая ставка. Она неизменна, не зависит от величины дохода, от масштаба объекта налогообложения. В этом случае говорят о твердых налоговых ставках на единицу объекта. Например, если предельная налоговая ставка составляет 20%, то и тот, кто зарабатывает 3 000 руб., и тот, кто зарабатывает 30 000 руб., будут выплачивать 1/5 своего дохода в виде налога.

При прогрессивном налоге налоговая ставка повышается по мере возрастания объекта налогообложения и сокращает неравенство в экономическом положении. Например, доход в размере минимальной зарплаты может вообще не облагаться налогом, доход в размере 10 минимальных зарплат – 12%-ным налогом, а доход, превышающий 10 минимальных зарплат – 20%-ным налогом.

Ставки регрессивного налога, наоборот, понижаются по мере увеличения объектов налогообложения. Регрессивный налог вводится с целью стимулирования роста дохода, прибыли, имущества, облагаемых налогом. Регрессивный характер могут носить в основном косвенные налоги, которые непосредственно по отношению к доходу не устанавливаются.

Читайте так же:  Положение об условиях работы по совместительству

Налоги могут взиматься в форме натуральной или денежной оплаты. Если налог взимается в виде процента от стоимости объекта налогообложения, то его называют адвалорным.

Налоги могут взиматься следующими способами:

1. Кадастровый – (от слова кадастр – таблица, справочник) когда объект налога дифференцирован на группы по определенному признаку. Перечень этих групп и их признаки заносятся в специальные справочники. Для каждой группы установлена индивидуальная ставка налога. Такой метод характерен тем, что величина налога не зависит от доходности объекта. Примером такого налога может служить налог с владельцев транспортных средств. Он взимается по установленной ставке от мощности транспортного средства, независимо от того, используется это транспортное средство или простаивает.

2. На основе декларации. Декларация – документ, в котором плательщик налога приводит расчет дохода и налога с него. Характерной чертой такого метода является то, что выплата налога производится после получения дохода и лицом, получающим доход. Примером может служить налог на прибыль.

3. У источника. Налог вносится лицом, выплачивающим доход. Поэтому оплата налога производится до получения дохода, получатель дохода получает его уменьшенным на сумму налога. Например, подоходный налог с физических лиц. Этот налог выплачивается предприятием или организацией, на которой работает физическое лицо. То есть до выплаты, например, заработной платы, из нее вычитается сумма налога и перечисляется в бюджет. Остальная сумма выплачивается работнику.

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2020 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.003 с) .

Источник: http://studopedia.org/2-7577.html

Классификация и способы взимания налогов

Налоговые системы современных государств могут работать по самым разным принципам. Главная задача властей — вне зависимости от специфики национальной системы налогообложения, обеспечить как можно больший объем поступлений в бюджет. Для этого власти могут задействовать самый широкий спектр способов. Какие из них наиболее распространены в российской и мировой практике? Как они соотносятся с теми или иными разновидностями сборов?

Взимание налогов: основные способы

Рассмотрим основные способы взимания налогов, которые выделяют современные исследователи. Распространен подход, который предполагает формирование перечня, включающего такие методы, как:

  • кадастровый,
  • декларационный,
  • изъятие до получения дохода,
  • взимание при расходах,
  • изъятие в ходе потребления,
  • административный метод.

В чем их специфика?

Кадастровый способ взимания налогов предполагает сбор соответствующих платежей исходя из сведений, зафиксированных в государственном кадастре. Данный источник включает сведения об объектах налогообложения, что предусмотрены законодательством. Таковыми могут быть жилая недвижимость, участки. Рассматриваемый способ взимания налогов предполагает формирование усредненных показателей доходности, не требующее детального просчета налогооблагаемой базы по каждому объекту, находящемуся в собственности граждан или организаций.

Декларационный способ взимания налога предполагает, что соответствующие платежи исчисляются на базе отчетных документов, которые составляет налогоплательщик.

Метод, предполагающий взимание сбора до получения плательщиком того или иного дохода, предполагает, что необходимый процент отчислений в бюджет производится от начисленной, но еще не полученной субъектом выручки. Пример — исчисление и уплата НДФЛ с оклада наемного работника. Данную сумму — если не применяются те или иные вычеты по ней, работодатель обязан внести в бюджет еще до выплаты работнику зарплаты. Налоги могут взиматься в момент совершения плательщиками расходов. Можно отметить, что особенно распространены косвенные налоги по способу взимания, о котором идет речь. Например, если говорить об НДС, то де-юре обязательство по его исчислению и уплате в бюджет возложено на коммерческие предприятия. Однако, де-факто его плательщиком выступает покупатель того или иного товара — поскольку данный сбор, как правило, входит в отпускную стоимость соответствующего изделия.

Есть способы взимания налогов, предполагающие исчисление и сбор необходимых платежей в момент совершения плательщиком тех или иных расходов. Таковыми могут быть, например, сборы с владельцев автомобилей, которые ездят по платным магистралям, находящимся в государственной либо муниципальной собственности.

Существует также административный метод — при котором налоговые службы вычисляют предполагаемый размер дохода налогоплательщика и устанавливают для него соответствующее платежное обязательство.

Элементы налогов

Отмеченные нами способы взимания платежей в бюджет имеют много общего — например, в части задействования тех или иных элементов налога при определении его величины. В числе таковых: база, ставка, периодичность, различные коэффициенты. Как правило, первый элемент определяется активностями налогоплательщика, остальные — законодателем. Ставки могут быть как фиксированными, так и динамическими. Касательно первых — государством может привязать их величину к величине базы.

Прямые и косвенные налоги

Существует еще одна классификация методов обеспечения государством поступлений в бюджет. Налоги по способу взимания бывают прямыми либо косвенными. Сборы первого типа предполагают, что их будет уплачивать непосредственно налогоплательщик. Косвенные налоги — де-юре обязан уплачивать один субъект, де-факто — другой. Выше мы рассмотрели пример подобного сценария — при купле-продаже товаров, на которые должен начисляться НДС.

Рассмотрим теперь подробнее обозначенные выше способы взимания платежей в бюджет.

Кадастровый метод сбора налогов

Специфика рассматриваемого метода исчисления и обеспечения уплаты налогов — в установлении государством либо аффилированными с ним структурами конкретных показателей стоимости активов, которые формируют базу для налогообложения. В России чаще всего таковыми становятся объекты недвижимости — квартиры, земельные участки, коммерческие сооружения. В отношении каждого из типов недвижимости устанавливается кадастровая стоимость. Как правило, она сопоставима с рыночной — и потому, может пересматриваться в зависимости от динамики цен в том или ином сегменте купли-продаж недвижимости.

Государство либо муниципалитеты — если взимание налогов находится в их компетенции, определяют соответствующий показатель стоимости, затем исчисляют сбор — исходя из установленной ставки. В ряде случаев в «формулу» расчета подобных платежей включаются вычеты и льготы. Основные параметры, влияющие на фактическую величину налога, определяемого по кадастровому методу — площадь, а также тип недвижимости.

Декларационный метод сбора налогов

Рассмотренные нами способы взимания налогов включают декларационный. Он предполагает, что плательщик самостоятельно — главным образом в силу законодательных предписаний, формирует отчетные документы, отражающие доходность по тем или иным активам или видам деятельности, и предоставляет их в налоговую службу. Как правило, данные активности осуществляются на регулярной основе. Например, декларация по НДФЛ должна предоставляться гражданами в ФНС раз в год до 30 апреля. Отметим, что на практике данный источник чаще направляют в ФНС работодатели — поскольку основным источником дохода россиян является их зарплата. В России фактическая уплата налогов в бюджет при декларационном методе, как правило, осуществляется до передачи соответствующего документа в налоговую службу. В декларации, таким образом, фиксируется не только величина сборов, но также и тот факт, что они уплачены.

Читайте так же:  Платёжные терминалы что нужно для открытия бизнеса

Метод изъятия налогов до получения дохода плательщиком

Способы взимания налогов в РФ включают тот, что предполагает исчисление и уплату в казну сбора еще до того, как плательщик получит доход, облагаемый по соответствующему основанию. Выше мы привели практический пример подобного сценария — когда работодатель удерживает и перечисляет в бюджет НДФЛ еще до того, как зарплата будет выдана сотруднику на руки. Вместе с тем подобные схемы могут реализовываться также и в коммерческой деятельности. Например, никто не мешает предпринимателю, осуществляющему деятельность по УСН, уплачивать налоги еще до обналичивания денежных средств с расчетного счета. Данная схема считается общераспространенной. Рассматриваемый способ сбора налогов может коррелировать с декларационным. В российской системе налогообложения на практике это происходит регулярно. Так, декларация НДФЛ, которая передается в ФНС работодателями или самими гражданами, в большинстве случаев отражает уже уплаченные сборы — по схеме, о которой идет речь.

Изъятие налогов при расходах

Есть способы взимания налогов прямые и косвенные. Рассматриваемый метод обеспечения поступлений в бюджет, если говорить о российской системе — как правило, косвенные. В числе таковых — НДС, акцизы. Покупатель, приобретая товар у продавца, одновременно оплачивает оба сбора, которые обычно включаются в отпускную цену продукции.

Вместе с тем юридически обязанность исчислять и уплачивать НДС в бюджет возложена как раз таки на торговую организацию. В свою очередь, когда магазин покупает товар у поставщика — он также платит НДС. Обычно он меньшего размера — так как оптовая либо закупочная цена, как правило, заметно ниже отпускной. Многие российские предприятия, которые являются плательщиками НДС, используют налоговые вычеты, предусмотренные законодательством.

Изъятие налогов при потреблении

Классификация налогов по способу взимания, распространенная в РФ, предполагает исчисление и уплату сборов в бюджет непосредственно в момент потребления плательщиком тех или иных ресурсов. Многие исследователи рассматривают данный метод как разновидность предыдущего. Основной критерий разграничения между ними — в первом случае речь идет об исчислении сбора иных расходов. Например — при покупке того или иного товара по установленной цене. Текущий способ предполагает взимание налогов в чистом виде — как критерий доступа к тому или иному ресурсу. Выше мы привели пример — когда владелец машины платит государству либо муниципалитету за проезд по платной магистрали. В России, однако, пока такая схема не реализована — у нас плату за проезд по дорогам соответствующего типа взимает не орган власти, а компания «Автодор». Которая полностью принадлежит государству, и основная часть ее выручки направляется в бюджет.

Административный метод

Специфика административного способа сбора налогов — в преимущественной автономной работе налоговой службы в части определения величины платежей в бюджет. Действия налогоплательщика сводятся к минимуму — он не декларирует каких-либо доходов, ожидая решений от налоговиков, которые выносятся в административном порядке. Вместе с тем критерии их принятия должны быть прозрачны и зафиксированы на уровне нормативно-правовых актов. Примером сбора такого типа может быть налог на имущество физлиц. ФНС, взаимодействуя с различными ведомствами, самостоятельно определяет размер соответствующего платежного обязательства, после чего рассылает квитанции гражданам. Можно отметить, что соответствующий метод сбора в РФ соседствует с кадастровым — поскольку величина имущественного налога для физлиц определяется исходя из кадастровой стоимости недвижимости.

Что определяет приоритетность конкретного способа взимания налога?

Итак, мы рассмотрели основные элементы налога и способы его взимания, что распространены в российской и мировой практике. Приоритет в использовании каких-либо из них зависит от многих факторов — территориального устройства государства, особенностей его социально-политического и экономического развития, специфики международных коммуникаций с его участием. Использование тех или иных способов взимания налога во многом предопределяется также задачами бюджетной политики страны. Каждый из отмеченных методов работы налоговиков может иметь как преимущества, так и недостатки — однако, в конкретный момент времени эффективность какого-либо из них может быть самой высокой. Это предопределит выбор соответствующего инструмента налоговыми структурами государства.

Способы исчисления налогов

Мы рассмотрели основные способы взимания налогов. Полезно будет также исследовать методы исчисления соответствующих платежей в бюджет. Современные эксперты выделяют следующий их перечень: кумулятивный (называемый также накопительным, некумулятивный, шедулярный, глобальный. Специфика кумулятивного метода в том, что определение величины налога, а также его взимание осуществляется с начала отчетного периода — с нарастающим итогом. Как только подходит срок уплаты очередного налога — его исчисленная сумма должна быть уменьшена на ту, что уплачена в предыдущие периоды. Некумулятивный метод исчисления платежей предполагает формирование баз по частям, то есть, без подсчета нарастающего итога. Шедулярный метод предполагает деление выручки на несколько составных частей, которые в силу тех или иных критериев облагаются налогом по разным ставкам. Глобальный метод исчисления сборов предусматривает исчисление бюджетных обязательств, исходя из общей суммы доходов — без какой-либо классификации на те или иные разновидности. Исследовав ключевые способы и методы взимания налогов, мы можем сделать следующие выводы.

Каждый из рассмотренных нами методов предполагает исчисление налога исходя из показателей его ключевых элементов — базы, ставки, периодичности и иных. Выбор конкретного способа взимания платежей в бюджет зависит от специфики конкретной сферы, от приоритетов государства в части развития экономики и социума.

Резюме

Налоги и сборы по способу взимания бывают прямыми и косвенными — в соответствии с одной из классификаций методов, о которых идет речь. В свою очередь, если рассматривать другие 6 перечисленных способов обеспечения платежей в бюджет — кадастровый, декларационный, основанный на текущих расходах, на исчисленных доходах, на потреблении либо административных решениях — то соответствующие им сборы могут быть как прямыми, так и косвенными. Но чаще всего — если говорить о российской практике, это будут налоги первого типа. Исключение — метод, предполагающий начисление сборов в момент совершения плательщиком тех или иных расходов. Например — при купле-продаже товаров, на которые начисляется НДС, относящийся к косвенным налогам.

Источник: http://businessman.ru/new-klassifikaciya-i-sposoby-vzimaniya-nalogov.html

Классификация налогов по способам и методам взимания

Классификация налогов — это распределение налогов и сборов по определенным группам, обусловленное целями и задачами систематизации и сопоставлений. В основе каждой классификации, а их встречается достаточное количество, лежит совершенно определенный классифицирующий признак: способ взимания, принадлежность к определенному уровню управления, субъект налогообложения, способ или источник обложения, характер применяемой ставки, назначение налоговых платежей, какой-либо другой признак.

В научной литературе можно встретить немало классифицирующих признаков и соответствующих им классификаций налогов. Рассмотрим некоторые из них.

1. По способу взимания налоги подразделяются на прямые и косвенные.

Читайте так же:  Какие льготы положены ветерану труда

Прямые налоги — это налоги, взимаемые непосредственно с дохода или имущества налогоплательщика. В этом случае основанием для налогообложения служат факты получения доходов и владения имуществом налогоплательщиком, а налоговые отношения возникают непосредственно между налогоплательщиком и государством. К группе прямых налогов в российской налоговой системе следует отнести такие налоги, как НДФЛ, ЕСН, на прибыль организаций, на имущество организаций, на имущество физических лиц, земельный и транспортный налоги.

Косвенные налоги — это налоги, взимаемые в процессе оборота товаров (работ и услуг), при этом включаемые в виде надбавки к их цене, которая оплачивается в итоге конечным потребителем. Производитель товара (работы, услуги) при их реализации получает с покупателя цену и сумму налога в виде надбавки к цене, которую в последующем перечисляет государству. Таким образом, косвенные налоги изначально предназначаются для перенесения реального налогового бремени их уплаты на конечного потребителя, а данную группу налогов зачастую характеризуют как налоги на потребление.

2. По объекту обложения налоги: с имущества (имущественные), с доходов (фактические и вмененные), с потребления (индивидуальные, универсальные и монопольные), с использования ресурсов (рентные).

Налоги с имущества (имущественные) — это налоги, взимаемые с организаций или физических лиц по факту владения ими определенным имуществом или с операций по его продаже (покупке).

Налоги с дохода — это налоги, взимаемые с организаций или физических лиц при получении ими дохода. Эти налоги в полной мере определяются платежеспособностью налогоплательщика.

Налоги с потребления — это налоги, взимаемые в процессе оборота товаров (работ, услуг), подразделяемые в свою очередь на индивидуальные, универсальные и монопольные. Индивидуальными налогами облагается потребление строго определенных групп товара, например акцизы на отдельные виды товара; универсальными — облагаются все товары (работы, услуги) за отдельным исключением, например НДС; а монопольными — облагается производство и реализация отдельных видов товаров, являющиеся исключительной прерогативой государства.

Налоги с использования ресурсов (рентные) — это налоги, взимаемые в процессе использования ресурсов окружающей природной среды, а рентными их называют также потому, что их установление и взимание связаны в большинстве случаев с образованием и получением ренты (НДГТИ, водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов, земельный налог).

3. По субъекту обложения различают налоги, взимаемые с юридических лиц, физических и смешанные.

Теоретическая значимость этой классификации в последнее время существенно снизилась. Ранее достаточно точная классифицирующая основа теперь размывается в связи с бурным развитием малого бизнеса не столько в форме юридических лиц, сколько в форме физических лиц — индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица. Поэтому практически все налоги сейчас следует относить к смешанной группе, за исключением НДФЛ и на имущество физических лиц, составляющих группу налогов с физических лиц, и на прибыль организаций и на имущество организаций, соответственно составляющих группу налогов с юридических лиц.

4. По принадлежности к уровню правления налоги делятся на федеральные, региональные и местные.

Данная классификация единственная из всех представленных выше имеет законодательный статус — на ней построена вся последовательность изложения НК.

Наибольшее теоретико-методологическое значение имеет разделение налогов на прямые и косвенные, а с практической точки зрения для федеративного государства, такого как Россия, принципиальное значение имеет разграничение налогов по уровню правления. Для целей ведения системы национальных счетов (СНС) в России используют в совокупности два классифицирующих признака: по объекту обложения и по источнику уплаты.

Все налоги увязаны между собой и представляют в совокупности целостную систему.

Современная налоговая система существует с января 1992 г., когда вступили в действие законы о налогах и сборах, принятые в ноябре-декабре 1991 г. Базовым законом, определившим ее устройство и функционирование, стал Закон РФ «Об основах налоговой системы в РФ» (1991), который законодательно закрепил определение налога, основные его элементы, некоторые принципы налогообложения, порядок установления и отмены налогов, порядок их уплаты и некоторые другие моменты. [3, с. 36]

Для обеспечения стабильности налоговой системы РФ разработан Налоговый кодекс РФ (НК РФ). В июле 1998 г. была принята первая часть Налогового кодекса РФ, посвященная общим проблемам налогообложения, а с июля 2000 г. по ноябрь 2004 г. постепенно вводилась в действие вторая часть НК РФ, в которой представлен механизм действия всех налогов.

Налоговая система Российской Федерации основана на ключевых принципах, в соответствии с которыми и разрабатываются все нормативно-правовые акты в данной сфере. К принципам налоговой системы относятся (в порядке следования соответствующих положений Налогового кодекса):

1. Принцип законности налогообложения. Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Это установлено пунктом 1 статьи 3 Налогового кодекса.

2. Принцип справедливости налогообложения. Налоги должны устанавливаться с учетом фактической способности налогоплательщика к их уплате (п.1 ст.3 НК РФ).

3. Принцип всеобщности и равенства налогообложения (п.1 ст.3 НК РФ). Он заключается в том, что каждое лицо несет равные обязанности перед обществом.

4. Принцип экономической обоснованности налогообложения. Пунктом 3 статьи 3 Налогового кодекса установлено, что налоги и сборы должны иметь экономическое основание, и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.

5. Принцип единства экономического пространства Российской Федерации.

6. Принцип установления налогов и сборов в должном порядке. Запрет на установление налогов иначе как федеральным законом прямо закреплен в Конституции РФ.

7. Принцип определенности налоговой обязанности. Он установлен пунктом 6 статьи 3 Налогового кодекса. В соответствии с данной нормой при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения.

8. Принцип презумпции толкования всех неустранимых сомнений, противоречий и неясностей в налоговом законодательстве в пользу налогоплательщика (плательщика сборов). [13]

К участникам отношений, формирующихся в рамках налоговой системы России и регулируемых налоговым законодательством, принято относить две категории организаций и физических лиц, обязанных уплачивать налоги и сборы, а также две категории органов государственной власти, уполномоченных контролировать данный процесс, а именно:

· организации и физические лица, признаваемые в соответствии с НК РФ налогоплательщиками или плательщиками сборов;

· организации и физические лица, признаваемые в соответствии с НК РФ налоговыми агентами;

Таким образом, налогообложение является атрибутом суверенитета государства, его исключительной прерогативой наряду с печатанием денег и изданием законов. Посредством налогов финансируется многообразная деятельность государства как института политической власти и как одного из основных субъектов, действующих в экономической системе общества.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://studbooks.net/1309631/finansy/klassifikatsiya_nalogov_printsipialnye_osnovy_postroeniya_nalogovoy_sistemy

Классификация налогов по способам и методам взимания
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here