Экскаватор как объект транспортного налога

Разъяснено, какая сельхозтехника не может освобождаться от транспортного налога

olly18 / Depositphotos.com

Транспортные средства, в паспорте самоходных машин которых по строке «Наименование и марка машины» указано название, которое не входит в перечень транспортных средств, содержащихся в подп. 5 п. 2 ст. 358 Налогового кодекса, облагаются транспортным налогом в общеустановленном порядке. При этом их фактическое использование в сельскохозяйственной деятельности не имеет значения. Такие разъяснения содержатся в письме ФНС России от 10 августа 2018 г. № ПА-4-21/[email protected] «О сельскохозяйственных транспортных средствах».

ФНС России отметила, что не являются объектом налогообложения транспортным налогом тракторы, самоходные комбайны всех марок, а также специальные автомашины: скотовозы, молоковозы, машины для перевозки птицы, для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, техобслуживания (подп. 5 п. 2 ст. 358 НК РФ). Налоговое ведомство указало, что в ПСМ по строке «Наименование и марка машины» указывается наименование, представляющее характеристику машины, определяемую ее конструктивными особенностями и назначением. Например, трактор, зерноуборочный комбайн, экскаватор, автопогрузчик (п. 3.3 Положения о паспорте самоходной машины и других видов техники, утв. Госстандартом РФ 26 июня 1995 г., Минсельхозпродом РФ 28 июня 1995 г.). Добавим, что по новой форме бланка данная информация указывается в поле «тип машины» (подп. 3 п. 5 Порядка заполнения единой формы паспорта самоходной машины и других видов техники, утв. Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 18 августа 2015 г. № 100).

Могут ли законы субъектов РФ предусматривать налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком? Узнайте из материала «Транспортный налог» в «Энциклопедии решений. Налоги и взносы» интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

Следовательно, не освобождается от транспортного налога техника, если в ее ПСМ по строке прописано, что это свеклопогрузчик, погрузчик, косилка, бульдозер. Также, к примеру, опрыскиватель, зарегистрированный как самоходная машина, нельзя отнести к специальной машине, предназначенной для перевозки и внесения минеральных удобрений. И несмотря на то, что такое средство могут использовать при производстве сельскохозяйственной продукции, оно не подлежит освобождению от налогообложения.

Источник: http://www.garant.ru/news/1221294/

Вопрос: Являются ли объектом налогообложения транспортным налогом тракторы, бульдозеры, экскаваторы и др. самоходные машины, не предназначенные для перевозки людей и грузов?

Являются ли объектом налогообложения транспортным налогом тракторы, бульдозеры, экскаваторы и др. самоходные машины, не предназначенные для перевозки людей и грузов?

Согласно положениям статьи 11 Кодекса институты, понятия, термины гражданского и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Кодексом. При этом специфические понятия и термины законодательства о налогах и сборах используются в значениях, определяемых в соответствующих статьях Кодекса.

Положениями статьи 358 Кодекса установлено, что объектом обложения транспортным налогом признаются, в том числе, автомобили, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, регистрация транспортного средства в установленном законодательством Российской Федерации порядке является обязательным условием установления наличия объекта налогообложения.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 N 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации» органами государственной регистрации наземных транспортных средств являются:

— подразделения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее — ГИБДД) в отношении автомототранспортных средств, имеющих максимальную конструктивную скорость более 50 км/час, и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования;

— органы государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации в отношении тракторов, самоходных дорожно-строительных машин и иных машин и прицепов к ним, включая автомототранспортные средства, имеющие максимальную конструктивную скорость 50 км/час и менее, а также не предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования.

Определение категорий транспортных средств относится к компетенции соответствующих регистрирующих органов.

В соответствии со статьей 361 Кодекса налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации в зависимости от мощности двигателя и категории транспортных средств.

В отношении автотранспортных средств, зарегистрированных в подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, при исчислении транспортного налога должна применяться налоговая ставка в зависимости от категории транспортных средств по классификации Конвенции о дорожном движении, заключенной в Вене 08.11.1968, ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29.04.1974 N 5938-VIII. Эта же классификация приведена в Приложении N 3 к Положению о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденному Приказом МВД России N 496, Минпромэнерго России N 192, Минэкономразвития России N 134 от 23.06.2005.

Таким образом, исчисление транспортного налога в отношении указанных автотранспортных средств осуществляется в зависимости от их категории, присвоенной соответствующим регистрирующим органом с учетом мощности двигателя.

Одновременно сообщаем, что в отличие от Конвенции и указанных выше нормативно-правовых актов Общероссийский классификатор основных фондов ОК 013-94 (ОКОФ), утвержденный Постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 N 359, не является нормативным документом и не содержит критериев, достаточных для отнесения перечисленных в нем транспортных средств к соответствующим категориям, предусмотренным гл. 28 «Транспортный налог» Кодекса. Это делает возможным его использование для целей, предусмотренных названной главой Кодекса, лишь в части, не противоречащей Конвенции о дорожном движении.

Отдел работы с налогоплательщиками и СМИ

УФНС России по Ярославской области

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Читайте так же:  Взыскание алиментов на недееспособного

Купить документ Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Вопрос: Являются ли объектом налогообложения транспортным налогом тракторы, бульдозеры, экскаваторы и др. самоходные машины, не предназначенные для перевозки людей и грузов?

Текст вопрос-ответа официально опубликован не был

Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника


Источник: http://base.garant.ru/24542821/

Экскаватор как объект транспортного налога

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 17 августа 2007 г. N 03-05-06-04/35 О порядке применения главы 28 Налогового кодекса РФ и об определении понятия «транспортное средство» для целей налогообложения транспортным налогом

См. также письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 22 ноября 2005 г. N 03-06-04-02/15

Вопрос: Специализированная автобаза МГУП обращалась в ИФНС России по г. Москве с просьбой о разъяснении порядка применения гл. 28 Налогового кодекса РФ.

Письмом от 17.05.2007 г. N 09-07/04178 ИФНС России по г. Москве в просьбе Специализированной автобазе было отказано и предложено по данному вопросу обратиться в Министерство финансов РФ.

Согласно ст. 357 Налогового кодекса РФ плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 НК РФ, если иное не предусмотрено ст. 357 НК РФ.

Пунктом 1 ст. 358 НК РФ установлено, что объектами налогообложения признаются автомобили и другие самоходные машины и механизмы, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ.

Пунктом 12 Методических рекомендаций по применению главы 28 «Транспортный налог» части второй Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденных Приказом МНС России от 09.04.2003 N БГ-3-21/177 (далее по тексту — Методические рекомендации), дано разъяснение, что в соответствии с Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-94 (ОКОФ) автомобили и прицепы автомобильные и тракторные, основным назначением которых является выполнение производственных или хозяйственно-бытовых функций, а не перевозка грузов и людей (передвижные электростанции, передвижные трансформаторные установки, передвижные мастерские, вагоны-лаборатории, передвижные диагностические установки, вагоны-дома, передвижные кухни, столовые, магазины, душевые, клубы, конторы и т.п.), считаются передвижными предприятиями соответствующего назначения, а не транспортными средствами и рассматриваются (если их можно признать аналогами соответствующих стационарных предприятий) как здания и оборудование.

Учитывая изложенное, прошу Вас разъяснить порядок применения пункта 12 Методических рекомендаций, а также является ли объектом налогообложения по транспортному налогу зарегистрированная в установленном порядке следующая техника:

— передвижные электростанции на шасси автомобилей «ЗИЛ»;

— автокомпрессоры на шасси автомобилей «ЗИЛ»;

— каналопромывочные машины на шасси автомобилей «ЗИЛ», «КамАЗ»;

— илососные машины на шасси автомобилей «ЗИЛ», «КамАЗ»;

— автонасосы на шасси автомобилей «ЗИЛ», «КамАЗ»;

— передвижные лаборатории ЛВИ-3990 на шасси автомобилей «ГАЗ»;

— экскаваторы, погрузчики, гидромолоты «Джи-си-би», «Бобкет»;

— автокраны, автовышки, автокраны-манипуляторы, автоэкскаваторы;

— передвижные мастерские на шасси автомобилей;

— передвижной штаб на базе автобуса;

— передвижная кухня на базе автобуса.

По нашему мнению, данную технику нельзя отнести к транспортным средствам, облагаемым транспортным налогом, по следующим причинам. Во введении к ОКОФ указано, что к подразделу «Средства транспортные» относятся средства передвижения, предназначенные для перемещения людей и грузов. Указанные же объекты по своему назначению не являются транспортными средствами, осуществляющими перевозки людей и грузов, а используются в производственных или хозяйственно-бытовых целях. Верна ли наша позиция?

Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел ваше письмо от 11.07.2007 г. N 923-02 по вопросу о порядке применения главы 28 «Транспортный налог» Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) и сообщает следующее.

Понятие «транспортное средство» для целей применения главы 28 Кодекса определено статьей 358 Кодекса. В соответствии с указанной статьей Кодекса транспортными средствами, признаваемыми объектом налогообложения транспортным налогом, в частности, являются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Порядок регистрации транспортного средства определен Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 N 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники». Из пункта 2 этого нормативного акта следует, что все транспортные средства, относящиеся к автомототранспорту, имеющие максимальную конструктивную скорость более 50 км/час, предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования, регистрируются в органах Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России (ГИБДД), а все другие самоходные машины, включая автомототранспортные средства с максимальной конструктивной скоростью 50 км/час и менее, — в органах государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (Гостехнадзор).

Следовательно, если перечисленные в вашем письме технические средства зарегистрированы в органах ГИБДД или органах Гостехнадзора, то независимо для каких целей они предназначены и какое оборудование на них размещено, они будут являться объектом налогообложения транспортным налогом, если иное не установлено пунктом 2 статьи 358 Кодекса.

Данная позиция отражена, в частности, в Определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28 апреля 2007 г. N 2965/07.

Заместитель директора Департамента С.В. Разгулин

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 17 августа 2007 г. N 03-05-06-04/35

Источник: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/12055439/

Экскаватор как объект транспортного налога

Неоднозначность формулировки — частая проблема нашего законодательства. И все бы ничего, если бы речь не шла о таком ответственном деле, как уплата налогов. Стоит не правильно прочитать одну статью НК РФ и не успеешь глазом моргнуть, как тебе уже пишут уклонение от уплаты налогов. Или вот к примеру транспортный налог.

Читайте так же:  Стандартный вычет по налогам кому он положен и как его оформить

Если у тебя на балансе автомобиль, автобус или грузовик — и думать нечего, подаешь декларацию и все. А вот если что поинтереснее, например, экскаватор, транспортный налог уже не понятно как начислять. Куда его отнести к грузовикам или другим самоходным ТС?

Законодательство мы, кончено, изменить не в силах. Но пролить свет на «загадку» экскаватора — вполне. Слушайте и запоминайте.

Что такое экскаватор и кому он «нужен»

Чтобы понять как начислить транспортный налог на экскаватор, нужно очень четко понимать что это такое и к какому типу транспортных средств его можно отнести.

Экскаватор — это землеройная машина, оборудованная ковшом и используемая в строительных и сельскохозяйственных целях. Согласно Общероссийкому классификатору основных фондов экскаваторы относятся к разделу №14 2924020 «Самоходные машины и оборудование прочие».

Экскаваторы, в том числе колесные, не предназначены для использования на дорогах общего назначения и подлежат обязательной регистрации в органах госнадзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в РФ или, проще говоря, в Ростехнадзоре (на базе постановления Правительства РФ №938 от 12.08.94г.). Обратите внимание: органы ГИБДД при этом не имеют к регистрации экскаваторов никакого отношения.

Для чего нам нужна информация о том, где регистрируются экскаваторы? Дело в том, что именно орган, поставивший самоходную машину на учет, в дальнейшем будет отвечать за подачу сведений в ФНС для контроля за уплатой налогов.

Ну, а что делать, если вы еще не регистрировали на себя или на свою фирму экскаватор? Существуют ли законные способы не ставить ТС на учет и вовсе не платить транспортный налог?

Даже если вы не планируете использовать экскаватор-погрузчик и ездить он у вас по дорогам не будет, вы все равно обязаны поставить его на учет. В противном случае ваши действия могут быть классифицированы, как уклонение от уплаты налогов.

Согласно Приказа Минсельхозпрода РФ №785 от 27.01.96 г. самоходные машины должны быть зарегистрированы в течение действия транзитных номерных знаков или в течение 5 дней с момента прохождения таможни, снятия с учета или другого события, в результате которого собственник самоходной машины меняется.

Судебная практика в отношении незарегистрированных ТС сурова. Так согласно Постановлению ФАС Московского округа №КА-А40/5199-08-2 от 20.08.08 г. «отсутствие регистрации ТС не освобождает заявителя от уплаты транспортного налога». Единственное исключение может быть сделано для предприятий изготовителей экскаваторов и организация, продающих данные ТС по лицензии.

Экскаватор как объект налогообложения

Мы выяснили, что за регистрацию экскаваторов отвечает Ростехнадзор. Но что это значит для исчисления и уплаты транспортного налога? К какой группе нужно относить экскаваторы: к грузовым автомобилям или к другим самоходным ТС?

В разрешении данного вопроса вам поможет Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Министерства финансов РФ №03-06-04-04/21 от 31.05.06 г. В соответствии с ним, ТС, на которые получены ПСМ в Ростехнадзоре, применяются налоговые ставки, определенные для категории «другие самоходные ТС». Следовательно, и экскаваторы, зарегистрированные в Ростехнадзоре, как объект транспортного налога будут облагаться сбором по ставке, определенной для «других самоходных ТС».

Транспортный налог в регионах

Согласно ст. 361 НК РФ базовая ставка для данной категории устанавливается в размере 2,5 руб. с одной л.с. Однако Налоговым кодексом закреплено право регионов увеличивать базовую ставку в пределах 10 раз.

Видео (кликните для воспроизведения).

Как своим правом распорядились субъекты сейчас расскажем.

  • В Москве за каждую лошадиную силу экскаватора придется заплатить 25 руб. (закон МСК №33 от 09.07.08 г.). При этом организации обязаны заплатить налог в бюджет в полной сумме (с 2015 года отменены авансовые платежи) до 5 февраля года, следующего за отчетным.
  • Такая же ставка (25 руб./л.с.) установлена в Санкт-Петербурге (закон № 487-53 от 04.11.02 г.), Московской (закон №129/2002-ОЗ от 16.11.02г.), Ленинградской (закон №51-ОЗ от 22.11.02г.) и Нижегородской областях (закон области №71-З от 28.11.02 г.).
  • В Красноярском крае — за каждую л.с. мощности экскаватора начислят 11,5 руб. налога. В Саратове — лошадиная сила стоит 21 руб. В Свердловске — 16 руб., в Омске — 12 руб., в Башкортостане — 20 руб.
  • Самая же низкий тариф по налогу на транспортные средства — в третьем по счету городе федерального значения — Севастополе. Напомним, в текущем 2015 году налогоплательщики-крымчане впервые будут платить транспортный налог. Ставка для экскаваторов здесь — 5руб./л.с. (закон города №75-ЗС от 14.11.14 г.). Кстати, эта рекордно низкая ставка едина и для всей республики Крым (закон №8-ЗРК/2014 от 19.11.14 г.).

Обратите внимание: в некоторых регионах организации обладают льготами по уплате транспортного налога. Например, в Санкт-Петербурге от уплаты налога на экскаваторы и другие транспортные средства на 5 лет освобождаются организации, зарегистрированные специальной экономической зоне.

Если предприятие-налогоплательщик обладает правом льготной уплаты налога, ему необходимо подать документы, подтверждающие это право, в установленный законом срок (как правило, это необходимо сделать до конца налогового периода). Не успевшие подать документы не смогут воспользоваться льготой до следующего налогового периода.

Льгота предоставляется на срок не превышающий срока действия правоустанавливающих документов, в том числе бессрочно.

Источник: http://creditnyi.ru/transportnyi-nalog/transportnyi-nalog-ekskavator-306/

Транспортный налог и спецтехника

Необходимость исчисления и уплаты транспортного налога со специализированных транспортных средств является достаточно спорной. Ответ на вопрос: платить или не платить транспортный налог с подобных объектов следует искать не только в Налоговом кодексе, но и в разъяснениях контролирующих органов, а порой и в арбитражной практике

Читайте так же:  Принципы работы негосударственных пенсионных фондов российской федерации

В Налоговом кодексе специализированные транспортные средства (ТС) в составе объектов обложения транспортным налогом напрямую не упомянуты. Под транспортным средством в документе понимают автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, а также водные и воздушные ТС, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 1 ст. 358 НК РФ).

К специальным же ТС относят передвижные: электростанции, трансформаторные установки, мастерские, вагоны-лаборатории, диагностические установки, вагоны-дома, кухни, столовые, магазины, душевые, клубы, конторы и т.п. Их устанавливают на автомобили, автомобильные и тракторные прицепы, специализированные железнодорожные вагоны. Основное их назначение — выполнение производственных или хозяйственно-бытовых функций, а не перевозка грузов. Поэтому они считаются передвижными предприятиями, а не транспортными средствами и учитываются как здания и оборудование (ОКОФ ОК 013-94, утв. пост. Госстандарта России от 26.12.1994 № 359).

Понятие «транспортное средство», применяемое в Налоговом кодексе, более обширно, чем установленное в ОКОФ, код 15 0000000 «Средства транспортные». При этом первое как раз используют для расчета транспортного налога. ОКОФ также можно применять для налоговых целей, но с учетом ограничений, предусмотренных Налоговым кодексом (письмо Минфина России от 30.12.2004 № 03-06-04-04/17).

Начисляем и уплачиваем транспортный налог

Обязанность по уплате транспортного налога ставят в зависимость от регистрации ТС (см. схему на с. 84), а не от его фактического использования (письмо Минфина России от 10.07.2009 № 03-05-06-04/121). Плательщиком признают лицо, на которое зарегистрировано ТС, то есть владельца (письмо Минфина России от 06.05.2006 № 03-06-04-04/15). Следовательно, если ТС зарегистрированы в ГИБДД или Гостехнадзоре, то независимо от того, для каких целей они предназначены и какое оборудование на них размещено, они являются объектом обложения транспортным налогом (если иное не установлено п. 2 ст. 358 НК РФ) (письмо Минфина России от 08.09.2011 № 03-05-04-04/10). Данная позиция подтверждена, в частности, арбитрами (определение ВАС РФ от 28.04.2007 № 2965/07).

Все транспортные средства, относящиеся к автомототранспорту, имеющие максимальную конструктивную скорость более 50 км/ч, предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования, регистрируют в ГИБДД. А все другие самоходные машины, включая автомототранспортные средства с максимальной конструктивной скоростью 50 км/ч и менее, — в Гостехнадзоре (п. 2 пост. Правительства РФ от 12.08.1994 № 938). Если же ТС не подлежат обязательной государственной регистрации, то они не являются объектом обложения транспортным налогом (пост. ФАС МО от 08.12.2008 № КА-А40/10120-08). Однако если фирма не будет платить транспортный налог с ТС, не зарегистрированных в установленном порядке, но подлежащих регистрации, существует риск споров с налоговиками (пост. ФАС МО от 31.05.2006 № КА-А41/4543-06).

Приведем примеры практических рекомендаций Минфина России. Так, облагают транспортным налогом следующие виды специализированных ТС:

  • автомобили передвижных (мобильных) клиентских служб (письмо Минфина России от 08.09.2011 № 03-05-04-04/10);
  • буровые станки и экскаваторы (письмо Минфина России от 22.06.2010 № 03-05-05-04/13);
  • автобетоносмесители (письмо Минфина России от 24.03.2008 № 03-11-04/3/149);
  • автопогрузчики (письмо Минфина России от 17.08.2007 № 03-05-06-04/35);
  • грузовые автомобили, приобретенные в качестве комплектующих средств (письмо Минфина России от 06.05.2006 № 03-06-04-04/15);
  • бульдозеры (письмо Минфина России от 25.08.2004 № 03-06-04-04/01).

На сегодняшний день Российская Федерация является договаривающейся стороной международного Соглашения о принятии единообразных технических предписаний для колесных транспортных средств, предметов оборудования и частей, которые могут быть установлены и (или) использованы на колесных транспортных средствах, заключенного в Женеве 20 марта 1958 года. В классификации ТС, используемой этим Соглашением, оборудование, перевозимое специальными автомобилями, считается грузом. В частности, специальные автомобили различных марок, моделей и модификаций, на шасси которых установлены агрегаты и установки (включая автокраны), относят к грузовым автомобилям, которые облагают транспортным налогом (письмоМинфина России от 01.04.2005 № 03-06-04-04/1; пост. ФАС ВСО от 10.05.2007 № А58-3826/2006-Ф02-2677/2007). Также отметим, что пожарная автоцистерна и легковой автомобиль, который является транспортным средством оперативной службы, имеющий специальные световые и звуковые сигналы и находящийся в собственности муниципального учреждения, не освобождены от уплаты транспортного налога (письмо Минфина России от 28.09.2009 № 03-05-05-04/12).

Когда транспортный налог платить не нужно

Не облагают транспортным налогом специализированные ТС сельскохозяйственного назначения. А именно: самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, машины ветеринарной помощи, технического обслуживания). При этом они должны быть зарегистрированы на сельскохозяйственных товаропроизводителей и использоваться при сельхозработах для производства сельхозпродукции (п. 5 ст. 358 НК РФ).

Отметим, что не нужно платить транспортный налог с прицепов и полуприцепов. Ведь несамоходные наземные транспортные средства, к которым относят, в частности, прицепы и полуприцепы, не указаны в пункте 1 статьи 358 Налогового кодекса. Такой же точки зрения придерживается и налоговое ведомство (п. 12 Методических рекомендаций, утв. приказом МНС России от 09.04.2003 № БГ-3-21/177). Кроме того, установлен закрытый перечень транспорта, который не является объектом обложения транспортным налогом (п. 2 ст. 358 НК РФ). ТС, не учтенные в этом перечне, транспортным налогом облагают. С этим согласен Минфин России (письма Минфина России от 17.08.2007 № 03-05-06-04/35, от 16.02.2011 № 03-05-05-04/03). Поддерживает данную позицию и арбитражная практика (определение ВАС РФ от 28.04.2007 № 2965/07; пост. ФАС СЗО от 14.06.2007 № А05-10855/2006-18).

При выполнении соглашений о разделе продукции компании-инвесторы освобождены от уплаты транспортного налога на ТС, не относящиеся к легковому транспорту и при этом используемые только в целях выполнения соглашения (п. 7 ст. 346.45 НК РФ).

Также не уплачивают транспортный налог с ТС в длительном ремонте и снятых с регистрационного учета (письмо Минфина России от 03.07.2008 № 03-05-06-04/39). Такого подхода придерживаются и судьи (определение ВАС РФ от 14.11.2007 № 14553/07).

Читайте так же:  Какие документы может запросить налоговая при заявлении имущественного вычета

Источник: http://taxpravo.ru/analitika/statya-363143-transportnyiy_nalog_i_spetstehnika

Транспортный налог на строительные машины

«Главбух». Приложение «Учет в строительстве», N 3, 2003

На балансе строительных организаций числится много транспортных средств различного функционального назначения. В практической деятельности работников бухгалтерских служб основные вопросы возникают при исчислении транспортного налога по специальным и специализированным машинам. О том, в чем существенное отличие в порядке начисления транспортного налога по сравнению с ранее уплачивавшимся налогом с владельцев транспортных средств, рассказывается в нашей статье.

Об общем порядке расчета и уплаты транспортного налога читайте в рубрике «Налогообложение» журнала «Главбух», N 2, 2003, с. 40.

Зарегистрировал транспорт — плати

Глава 28 «Транспортный налог» Налогового кодекса РФ вступила в силу с 1 января 2003 г. Транспортный налог является региональным. Это означает, что право установления и введения транспортного налога на территориях субъектов России отнесено к компетенции законодательных органов власти субъектов РФ. Следовательно, транспортный налог обязателен к уплате только на той территории, где принят соответствующий региональный закон. Субъекты РФ сами определяют ставку налога в пределах, установленных Налоговым кодексом РФ, порядок и сроки его уплаты, форму отчетности по данному налогу, а также могут предусматривать налоговые льготы. Иные элементы налогообложения устанавливаются непосредственно Налоговым кодексом РФ.

Налогоплательщиками этого налога являются лица, на которых в соответствии с российским законодательством зарегистрированы транспортные средства (ТС), признаваемые объектом налогообложения (ст.357 Налогового кодекса РФ).

Обязанность регистрировать наземные транспортные средства установлена в п.3 ст.15 Закона РФ от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения». Согласно этому Закону транспортные средства допускаются к участию в дорожном движении на территории Российской Федерации только после их регистрации и выдачи соответствующих документов.

Наземные ТС регистрируются за юридическими или физическими лицами, указанными в документе, удостоверяющем право собственности на транспортные средства. А это означает, что плательщиками транспортного налога признаются только собственники транспортных средств. Регистрируются автомототранспортные средства, трактора, самоходные дорожно-строительные машины с рабочим объемом двигателя более 50 куб. см. Если объем двигателя ТС меньше, то регистрировать его и начислять налог не нужно.

Таким образом, основным отличием транспортного налога от ранее существовавшего налога с владельцев транспортных средств для налогоплательщиков является то, что раньше налог платил тот, кто эксплуатировал транспортное средство. Теперь налог уплачивается собственниками зарегистрированных транспортных средств.

Классификация автотранспортных средств

Ставки транспортного налога различны для разных категорий транспортных средств. Иногда они отличаются в несколько раз. Как определить, к какой категории относится то или иное специализированное транспортное средство (бетономешалка, кран, экскаватор)? Для определения категории исходить следует из данных, зафиксированных в первичных документах на транспортное средство (паспорт ТС) и документах о его регистрации.

С классификацией легковых и грузовых автомобилей, а также автобусов проблем обычно не возникает. Они регистрируются в органах ГИБДД согласно Правилам регистрации автомототранспортных средств.

Для зарегистрированных в ГИБДД машин ставки налога определяются исходя из мощности двигателя. В ст.361 Налогового кодекса РФ приведены базовые ставки налога. Ставки, введенные региональными законами, могут отличаться от базовых, но не более чем в 5 раз в ту или иную сторону. Таким образом, ставка налога на один и тот же вид транспортного средства в одном регионе может быть в 25 раз ниже, чем в другом. Это следует учитывать при оптимизации налогообложения предприятиям с развитой филиальной сетью.

При определении видов транспортных средств и отнесении их к категории грузовых или легковых автомобилей, специальных машин следует руководствоваться Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-94 (ОКОФ). Он утвержден Постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 г. N 359. Кроме того, в Инструкции по заполнению Налоговой декларации по транспортному налогу в разд.7 приведены коды видов транспортных средств, применяемые для целей налогообложения, и соответствующие им коды по ОКОФ.

Коды транспортных средств приведены в рубрике «Справочник» на с. 94.

При отнесении конкретных специальных и специализированных машин к категориям автотранспортных средств можно также обратиться к Краткому автомобильному справочнику, разработанному Государственным научно-исследовательским институтом автомобильного транспорта Минтранса России.

Прочие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу облагаются налогом по единой ставке независимо от мощности их двигателя. Специальные транспортные средства регистрируются в органах государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (Гостехнадзора). Правила регистрации утверждены Минсельхозпродом России 16 января 1995 г. N 785.

Автомобили и тракторы, а также их прицепы, основным назначением которых является выполнение производственных или хозяйственно-бытовых функций, а не перевозка грузов и людей, транспортными средствами не считаются и рассматриваются как здания и оборудование. К такому оборудованию относятся, например, вагончики-бытовки, передвижные трансформаторные установки, передвижные кухни, душевые и пр. Следовательно, и транспортным налогом они не облагаются. Так сказано в Методических рекомендациях по применению главы 28 Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденных Приказом МНС России от 9 апреля 2003 г. N БГ-3-21/177.

Пример 1. ОАО «Стройцентр» имеет следующие транспортные средства на балансе по состоянию на 1 июля 2003 г.

10 июля 2003 г. автобус с мощностью двигателя 220 л. с., приобретенный в 2001 г., продан. Рассчитаем транспортный налог по всем автомобилям.

110 л. с. x 8 руб. x З шт. + 160 л. с. x 10 руб. x 4 шт. + 255 л. с. x 13 руб. x 2 шт. = 15 670 руб.

170 л. с. x 10 руб. x 3 шт. = 5100 руб.

  1. По автобусу, оставшемуся на балансе предприятия:

152 л. с. x 10 руб. = 1520 руб.

120 л. с. x 7 руб. x 4 шт. = 3360 руб.

160 л. с. x 5 руб. = 800 руб.

Для расчета принимаются ставки налога, установленные в ст.361 Налогового кодекса РФ. Обратите внимание на то, что в регионах могут применятся другие ставки.

Рассчитаем транспортный налог по проданному автобусу. Для этого обратимся к тексту п.3 ст.362 Налогового кодекса РФ, где отмечается, что в случае регистрации транспортного средства и (или) снятия его с учета в течение налогового периода расчет суммы налога производится с учетом коэффициента. Коэффициент определяется как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом периоде. При этом месяц регистрации транспортного средства, а также месяц снятия его с регистрации принимается за полный месяц. В нашем примере автобус состоял на балансе предприятия 7 месяцев (включая июль), следовательно, коэффициент составляет:

Читайте так же:  Рефинансирование кредита мтс на 70 млрд. руб. проведет сбербанк

7 мес. : 12 мес. = 0,583.

В этой ситуации сумма транспортного налога по проданному автобусу составит:

220 л. с. x 20 руб. x 0,583 = 2565,20 руб.

После этого бухгалтер ОАО «Стройцентр» может сделать проводку по начислению налога:

Дебет 20 Кредит 68 субсчет «Транспортный налог»

  • 29 015,20 руб. (15 670 + 5100 + 1520 + 3360 + 800 + 2565,20) — начислен транспортный налог за 2003 г.

Для целей налогообложения прибыли сумма исчисленного транспортного налога учитывается в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией. Об этом написано в п.1 ст.264 Налогового кодекса РФ. При признании доходов и расходов методом начисления датой осуществления расходов в виде налогов признается дата начисления налогов (пп.1 п.7 ст.272 Налогового кодекса РФ). Часто строительные организации сдают собственные транспортные средства в аренду. Как отражается в этом случае в учете транспортный налог?

Поскольку плательщиком транспортного налога в отношении наземных транспортных средств может быть только их собственник, то сдача указанных средств в аренду не повлечет за собой перемены плательщика транспортного налога. Единственным нюансом для бухгалтерского учета в этом случае является то, что для строительной организации сдача имущества в аренду не является основным видом деятельности. Следовательно, сумма начисленного транспортного налога по машинам, предоставленным в аренду, может быть признана операционным расходом согласно п.11 ПБУ 10/99 «Расходы организации».

Пример 2. ООО «Строймеханизация» сдает в аренду автокран с мощностью двигателя 175 л. с. с 1 марта 2003 г. Срок аренды установлен до 31 декабря 2003 г. В январе и феврале 2003 г. кран использовался предприятием для производственных нужд. Ежемесячная сумма арендной платы составляет 6000 руб., в том числе НДС 1000 руб.

Сумма ежемесячных амортизационных отчислений по этому транспортному средству составляет 2000 руб. Предоставление имущества в аренду — не основная деятельность ООО «Строймеханизация».

В бухгалтерском учете предприятия будут сделаны следующие проводки ежемесячно с марта 2003 г. в течение срока договора аренды (10 месяцев):

Дебет 76 Кредит 91 субсчет «Прочие доходы»

  • 6000 руб. — отражена выручка от сдачи в аренду автокрана;

Дебет 91 субсчет «Прочие расходы» Кредит 68

  • 1000 руб. — начислен НДС с суммы арендной платы;

Дебет 91 субсчет «Прочие расходы» Кредит 02

  • 2000 руб. — начислена амортизация по переданному автокрану;

Дебет 91 субсчет «Прочие расходы» Кредит 99

  • 3000 руб. (6000 — 1000 — 2000) — отражен финансовый результат от сдачи в аренду автокрана.
  1. Рассчитаем коэффициент, соответствующий количеству месяцев, в которые кран работал на строительстве:

2 мес. : 12 мес. = 0,167.

  1. Рассчитаем коэффициент, соответствующий количеству месяцев, в которые кран был сдан в аренду:

10 мес. : 12 мес. = 0,833.

В декабре 2003 г. бухгалтер сделает следующие записи:

Дебет 91 субсчет «Прочие расходы» Кредит 68, субсчет «Транспортный налог»

  • 1457,75 руб. (175 л. с. x 10 руб. x 0,833) — начислен транспортный налог за месяцы, когда кран находился в аренде;

Дебет 20 Кредит 68 субсчет «Транспортный налог»

  • 292,25 руб. (175 л. с. x 10 руб. x 0,167) — начислен транспортный налог за месяцы, когда кран работал на строительстве.

Таким образом, отражение транспортного налога на соответствующих счетах бухгалтерского учета зависит прежде всего от цели использования транспортных средств. Если транспорт используется в непроизводственных целях, то суммы начисленного налога по нему не будут отражаться в составе расходов, принимаемых для целей исчисления налога на прибыль.

Декларирование транспортного налога

Формы отчетности по налогу должны определяться регионами самостоятельно. А в тех регионах, где бланк Декларации уже установлен, будет применяться форма, введенная Приказом МНС России от 18 марта 2003 г. N БГ-3-21/125. Это следует из преамбулы к Инструкции по заполнению Налоговой декларации, которая утверждена этим же Приказом. На титульном листе Декларации нужно указать, по какому адресу представляется отчет: по местонахождению организации или ее обособленного подразделения или по местонахождению транспортного средства. Остальные поля титульного листа стандартны.

Раздел 2 о сумме исчисленного налога заполняется на основании данных, указанных в Приложениях А, Б и В В них составляется расчет суммы налога отдельно по каждому наземному, воздушному или водному транспортному средству. В соответствующие графы вносятся данные из паспорта транспортного средства, документа о его государственной регистрации: марка, модель или модификация, назначение или категория транспортного средства, тип транспортного средства, а также идентификационный номер (VIN) по документу о регистрации транспортного средства. Расчеты заполняются по каждому виду транспорта в соответствии с кодами, указанными в разд.7 Инструкции.

Пример 3. Воспользуемся данными из примера 1. ОАО «Стройцентр» придется заполнить пять отдельных листов Приложения А:

  • по автобусам (код 540 03);
  • по грузовым автомобилям (код 520 01);
  • по легковым автомобилям (код 510 04);
  • по бетономешалке (код 590 16);
  • по экскаватору (код 570 01).

Количество месяцев, в течение которых у предприятия на балансе реально числилась та или иная машина в конкретном налоговом периоде, нужно указать в графе 19 Приложения. По строке, заполненной на проданный в июле автобус, в графу 19 будет внесено количество полных месяцев владения — 7.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://wiseeconomist.ru/poleznoe/25067-transportnyj-nalog-stroitelnye-mashiny

Экскаватор как объект транспортного налога
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here